4. Предвестие финала
К началу 1972 года единственной боеспособной структурой VAR-P являлась малочисленная региональная группа из Гуанабары, которая и в новом году, стремясь уже просто выжить, продолжает осуществлять в сотрудничестве с другими левыми организациями, акции вооружённого характера:
- 24 января вместе с боевиками PCBR и VPR ограблена канцелярская контора «Fisc», откуда украдена пишущая машинка и два мимеографа;
- 31 января в сотрудничестве с ALN и PCBR совершён налёт на офис Министерства Труда, где изъято около 600 чистых бланков разрешений на работу, а так же оружие охранников;
- Тем же составом 21 февраля в Сан-Кристоване осуществлены одновременные ограбления отделений «Кредитного Банка Баий», что приносит в казну «фронта» 108 тысяч крузейро;
- 24 апреля объединённой группой VAR-P/MR-8/PCBR на 45 тысяч ограблен офис банка «Территориальный Кредит»;
- 9 июня в союзе с боевиками MR-8 и PCBR реализован налёт на офис «Национального Бразильского Банка», где экспроприировано 18 тысяч крузейро;
- 19 октября совместно с комбатантами PCBR ограблено отделение «Итало-Американского Банка» в Ботафогу.
В конце января происходит из ряда вон выходящее событие: сводный брат Джеймса Алена Луза, Адан Вила Верде, которому тот доверил на хранение 20 тысяч крузейро, бесследно исчезает вместе с деньгами и радиопередатчиком региональной группы. Взбешённый Ален Луз единолично приговаривает брата к смертной казни, распространяя среди революционных боевиков информацию о его личности.
5 февраля, совместно с комбатантами ALN и PCBR, VAR-P участвует в убийстве английского моряка Дэвида Кутберга: акция солидарности бразильских коммунистов со «сражающейся Ирландской Республиканской Армией», жертвой которой стал совершенно случайный человек, имевший несчастье быть причастным к британскому ВМФ.
29 марта, во время приезда на одну из «засвеченных» конспиративных квартир, полиции удаётся арестовать членов VAR-P Карлуса Альберту Салеса и Элиу да Силва, которые тут же сдают властям местоположение ещё двух тайных убежищ VAR-P. На одной из явок, расположенной на Пригородном проспекте в Рио-де-Жанейро, агенты наталкиваются на активное вооружённое сопротивление засевших внутри боевиков. В ходе начавшегося получасового боя были убиты участники организации Лижия Мария Сальгаду да Нобрега, Антониу Маркус Пинту де Оливейра и Мария Режина Лейте Лобу Фигейреду.
![]() |
Антониу Маркус Пинту де Оливейра |
![]() |
Лижия Мария Сальгаду да Нобрега |
![]() |
Мария Режина Лейте Лобу Фигейреду |
Трагедия 29 марта стала катастрофой для VAR-P: фактически, с арестом Салеса и Силвы и гибелью Лижия Марии, был уничтожен «Оперативный Сектор» Гуанабары, смерть Антониу Маркуса и Марии Режины обозначала конец деятельности печатного сектора.
На следующий день от задержанных полиция получает адрес ещё одного убежища, в пригороде Рио-де-Жанейро Кавальканти. Речь шла об автомобильной мастерской, за фасадом которой скрывался склад оружия и материалов, иногда используемый для временного пребывания главного национального руководителя Жозе Карлуса да Косты. И здесь сотрудники правоохранительных органов встречают вооружённое сопротивление, в результате чего комбатант Уилтон Феррейра был убит, а Сид де Жезус Торрес ранен и арестован.
Показания Элиу да Силвы так же приводят к аресту Нельсона Одригеса Филью, местного руководителя региональной группы MR-8, связанного с VAR-P узами союзничества.
Уже традиционно, пытаясь переломить ситуацию, организация собирает свой очередной Национальный Конгресс: на этот раз он проходит в пригороде Белена, штат Пара.
Присутствуют шесть человек, из которых один – делегат дружественной «Революционной Бразильской Коммунистической Партии». Как обычно, все дискуссии вертятся вокруг вопроса тактики и самокритики милитаристской линии. В очередной раз все осознают необходимость акцентирования на массовой работе и развития рабочего сектора, однако на это у организации уже нет сил. Очередная попытка реструктурирования вновь заканчивается уклоном к вооружённой борьбе. Только теперь это уже не «акции выживания», а «военно-политические операции», хотя суть осталась та же.
Попытки возродить региональные группы в Сан-Паулу и Риу-Гранди-ду-Суль так же ни к чему не привели: эпоха революционного энтузиазма 68-69 гг. безвозвратно ушла, и люди теперь понимают всю бесперспективность идеи борьбы с диктатурой с помощью оружия. Проблемы рекрутинга новых боевиков в конце концов, в сентябре 1972, приводят Джеймса Алена в Чили, где он пытается уговорить диссидентов из MR-8 вернуться в Бразилию для продолжения революционной борьбы. Несмотря на демонстративное согласие, на родину Джеймс Ален возвращается один и с пустыми карманами.
В конечном итоге, Ален решает перенести всю деятельность организации в Риу-Гранди-ду-Суль. По его мнению, именно здесь, в Порту-Алегри, VAR-P имеет возможность начать всё заново без опасности молниеносного разгрома государством, так как органы правопорядка действуют здесь менее эффективно, нежели в Сан-Паулу или Рио-де-Жанейро.
Руководитель организации даже не подозревал, что очень скоро VAR-P дорого заплатит за недооценку врага.