Страницы

пятница, 1 июня 2012 г.

История VPR. Глава 13.


13. Попытка похищения американского консула в Порту-Алегри

В начале 1970 года VPR действовал в Риу-Гранди-ду-Суль посредством своей местной боевой группы «Мануэль Раймунду Суарес» (UC/MRS), насчитывавшей более двух десятков боевиков, усиленных присоединившимися активистами полуживой «Рабочей Коммунистической Партии» (POC). Кроме того, региональная группа сформировала своеобразный альянс с «Революционным Движением 26 марта» (MR-26), который занимался добычей финансовых средств с помощью грабежей.

К тому времени UC/MRS играла наиболее важную роль в VPR: на плечи комбатантов была возложена задача подготовки «стратегического района» на севере штата, в Трес-Пассус, для чего в сельскую местность была отправлена дюжина боевиков.


Доверие руководства настолько воодушевило участников группы, что они задумали осуществить громкую акцию, которая бы подняла авторитет UC/MRS в глазах Главного Командования до невиданных высот, а так же способствовала бы укреплению сотрудничества с MR-26. Такой акцией должно было стать похищение американского консула в столице штата Кёртиса Керли Каттера.

В феврале месяце боевики группы, усиленные бывшим сержантом и главарём MR-26 Грегориу Мендонсой, приступили к всестороннему изучению «объекта». Было выяснено, что в будние дни за машиной дипломата неотступно следовал автомобиль охраны с двумя вооружёнными агентами на борту. Наилучшим моментом для похищения, таким образом, являлись выходные.

Похищение японского посла заставило комбатантов UC/MRS ускорить подготовку к операции. В середине марта боевик MR-26 Карлус Роберту Серрасоль Боржес арендует дом в квартале Петрополис, где должен был содержаться дипломат во время переговоров с правительством.

Уверенные в успехе акции, комбатанты просят Главное Командование подготовить коммюнике, которое от его имени должно было быть опубликовано тотчас после похищения. Очень скоро Разведывательным Сектором VPR было написано «Сообщение №1», которое прекрасно демонстрирует образ мыслей левых бразильских боевиков, готовых для оправдания своих преступлений на любую ложь:

«Американский консул в Порту-Алегри был похищен в … часов … марта командой имени Карлуса Маригеллы «Народного Вооружённого Авангарда».

Этот господин на поставленный вопрос определённо ответил, что имеет сношения с ЦРУ, Центральным Разведывательным Управлением, органом международного шпионажа Соединённых Штатов Америки. Кроме того, он дал некоторые сведения о деятельности ЦРУ на территории Бразилии, а так же о связях ЦРУ с репрессивными силами военной диктатуры. Мы узнали, среди прочего, что ЦРУ тесно сотрудничает с CENIMAR, предоставляя сведения о наиболее эффективных методах пыток, применяемых к нашим политическим заключённым. /…/ После совещания, консул Кёртис Каттер, в соответствии с решением трибунала революционного правосудия, приговорён к смертной казни за свою причастность к разведывательным службам североамериканского империализма».

Отменить исполнение смертного приговора и вернуть консула живым можно лишь при одном условии – освобождении 50 политических заключённых, которые должны быть погружены на гражданский самолёт и отправлены в Алжир. В конце сообщения значится:

«В случае, если предложения будут отвергнуты, последует немедленное приведение в исполнение смертного приговора в отношении Кёртиса Каттера.

Жизнь североамериканского консула находится в руках диктатуры».

Похищение было назначено на 21 марта, в субботу. Вечером этого дня, когда всё уже было готово, операция отменяется из-за ошибок планирования. Акция переносится на две недели.

4 апреля (так же в субботу), «Команда имени Карлуса Маригеллы» была разделена на две группы: оперативную группу на синем «Фольксвагене» из четырёх человек, и группу прикрытия из трёх боевиков. Все комбатанты были вооружены револьверами, автоматами и гранатами.

Утром этого дня консул покинул свою резиденцию, выехав на тёмно-синем грузовике «Плимут». Активное движение на дорогах мешало немедленному захвату дипломата. Поэтому решено было дождаться обеденного перерыва, когда консул вновь выехал из дома в направлении Вила Ипика. Но и в этот раз все попытки перекрыть дорогу автомобилю американца были сорваны из-за интенсивного движения. Решено было собраться вечером, дабы выработать новый оперативный план действий.

На встречу не явился один из комбатантов, Карлус Даметту, находившийся в группе прикрытия. Несмотря на это, акция должна была быть в любом случае.

Около 8 часов вечера консул со своей супругой направился в гости к друзьям на проспект Независимости. В 22:30 пара вышла в сопровождении одного из своих приятелей. Распрощавшись с ним, супруги погрузились в машину, направившись домой. За ними неотступно следовала оперативная машина. На углу улицы Рамиро Барселлос, синий «Фольксваген» обогнал автомобиль консула, и, совершив крутой манёвр, врезался в него. Трое боевиков, выскочив из машины, направились в сторону грузовика. Увидев оружие в руках пассажиров, дипломат не растерялся: завёл автомобиль и протаранил «Фольксваген», сбив при этом одного из похитителей. Пытаясь остановить бегство американца, боевики VPR открыли огонь из пистолетов, ранив посла под лопатку. Однако, несмотря на ранение, тому всё-таки удалось скрыться на своём «Плимуте».

Оставив на месте аварии свой синий «Фольксваген», боевики поспешили скрыться с места происшествия. Рано утром следующего дня, собравшись на конспиративной квартире, где должен был содержаться похищенный, члены UC/MRS пытались найти объяснение своему фатальному невезению. «Сообщение №1» было отправлено в мусорное ведро.

Неудачная акция, имела далеко идущие последствия. Федеральное правительство потребовало навести порядок в Риу-Гранди-ду-Суль, поэтому правоохранительные органы инициируют начало грандиозной операции по выявлению местных «подрывных элементов». Результатом волюнтаристской выходки боевиков VPR стал практически полный разгром властями всех революционных вооружённых групп, действовавших в штате.