«Вооружённые Повстанческие Силы» появились на свет в ходе собрания, состоявшегося в декабре 1962 года, на котором присутствовали руководители «Революционного Движения 13 ноября» (Movimiento Revolucionario 13 de Noviembre), «Революционного Движения 20 Октября» (Movimiento Revolucionario 20 de Octubre) и представители студенческого сектора «Революционного Движения 12 апреля» (Movimiento Revolucionario 12 de Abril).
12 товарищей, во главе с лидером MR-13 Марко Антонио Йон Сосой приняли решение о создании единой вооружённой организации. Так как все три группы придерживались различных политических тенденций (революционный национализм – марксизм), объединяющим фактором FAR становится антиимпериализм, т.е., в случае с Гватемалой, борьба с североамериканским империализмом и его местными марионетками посредством «затяжной народной войны» в духе Вьетнама или Китая. Для претворения в жизнь стратегии широкой партизанской борьбы, сразу же были образованы 3 фронта:
- «Фронт имени Аларика Беннета»: Действовал в департаментах Сакапа и Исабаль, в горах Мико. Этот авангардный фронт находился под руководством Йон Сосы, и сформирован он был, главным образом, из бывших военных и участников молодёжной секции Коммунистической Партии: всего около 30 герильерос. Партизанское подразделение практически сразу же было обнаружено военными, поэтому вынуждено было тотчас же приступать к действиям, безо всякой, даже минимальной подготовки территории и самих бойцов;
- «Фронт имени Моисеса Кило»: Действовал на той же территории, что и фронт «Аларик Беннет» под руководством бывшего военного Рудольфо Чакона, подчинявшегося Йон Сосе. Был так же укомплектован молодыми коммунистами и военными, принимавшими участие в восстании 13 ноября;
- «Фронт Лас Гранадильяс»: Представлял собой маленький партизанский очаг, организованный в департамента Сакапа, в горах, известных как Лас Гранадильяс. В подчинении командующего фронтом Луиса Трехо Эскивеля находилось около 25 человек.
Все эти три вооружённых ядра с самого начала своей активности имели значительные внутренние проблемы, связанные с непониманием бывшими военными целей и задач молодых коммунистов. Например, Луис Трехо Эскивель, вполне разделявший коммунистические идеалы, имел трения со своим подручным, вторым команданте, националистом Берналем Эрнандесом, совершенно не воспринимавшим марксистские идеи в кубинском прочтении. В конце-концов, Луис Трехо вынужден был демонтировать фронт, вернув всех его участников в столицу.
В середине лета 1963 года «Фронт имени Моисеса Кило» был практически полностью уничтожен в столкновениях с властями. В то же время «Фронт имени Аларика Беннета» продолжал свою деятельность с большими затруднениями.
Переварив этот практически провальный опыт первичной борьбы, Аугусто Турсиос Лима, собрав воедино разрозненные остатки герильерос, в октябре 1963 увёл их на северо-восток страны, в горы Сьерра де лас Минас, где был создан новый фронт FAR, получивший имя «Эдгара Ибарры», в честь молодого коммуниста, героически павшего в рядах фронта «Моисес Кило». Составленный полностью из коммунистов, этот фронт являлся наиболее боеспособным из всех, созданных до этого времени. Политическим комиссаром фронта стал Риккардо Рамирес де Леон, который в будущем, под именем «Команданте Роландо Моран», станет главнокомандующим «Партизанской Армии Бедноты».
В конце 1963 года из Мексики в Гватемалу нелегально переходит группа троцкистов во главе с Франсиско Амадо Гранадосом, которая присоединяется к «Фронту имени Аларика Беннета». Этот альянс значительно меняет стратегию фронта: под влиянием троцкистов, отныне данное партизанское соединение придерживается концепции подготовки вооружённого восстания, в то время как «Фронт имени Партизана Эдгара Ибарра» продолжает гнуть линию «затяжной народной войны». Эти различия вскоре отдалят фронты друг от друга, несмотря на то, что оба они вели герилью против правительства.
Между тем, в стране идут «перемены». 30 марта 1963 происходит государственный переворот, подготовленный ЦРУ, дабы предотвратить приход к власти на ноябрьских выборах крайне популярного прогрессивного кандидата, экс-президента Хуана Хосе Аревало.
Как таковые «Вооружённые Повстанческие Силы» окончательно оформляются 30 ноября 1963 года в ходе Партизанской Конференции в горах Сьерра де лас Минас. Однако, возникшие разногласия между фронтами Йон Сосы и Аугусто Турсиоса Лимы приводят к тому, что в декабре 1964 года Марко Антонио Йон Соса, продолжавший защищать тезис о всеобщем вооружённом восстании, в результате внутренних дебатов проигрывает и покидает FAR, возвращаясь в «Революционное Движение 13 ноября», в то время как Турсиос Лима порывает все связи с MR-13 и избирается на пост главнокомандующего FAR. С течением времени партизанский фронт «Эдгар Ибарра» получает гораздо большую поддержку населения, нежели MR-13, вследствие чего множество товарищей Йон Сосы, разочарованных в троцкистских концепциях, вновь входят в FAR.
На март 1966 были назначены новые президентские выборы, на которых должен был победить Хулио Сесар Мендес Монтенегро, анонсировавший своё правление как «третье революционное правительство» (после Аревало и Хакобо Арбенса). В ожидании демократических перемен, FAR постановили прекратить огонь, однако армия продолжала проводить рейды и атаки против прогрессивных лидеров страны, в результате чего в начале весны сотни членов «Гватемальской Партии Труда» (Partido Guatemalteco del Trabajo), FAR и MR-13 были схвачены, подвергнуты пыткам, а 28 из них «пропали без вести». Это был первый случай массового исчезновения оппозиционеров: вскоре подобные события станут частью общественного бытия не только Гватемалы, но и всей Центральной Америки. Отсутствие реакции кандидата в президенты на происходящий беспредел весьма обеспокоило «Вооружённые Повстанческие Силы».
В ответ на действия армии, ячейки городской герильи FAR 4 мая 1966 года в столице страны осуществляют нападение на автомобиль президентского пресс-секретаря Балтасара Моралеса де Ла Крууса, в ходе чего погибает его сын и шофёр. Сам же чиновник схвачен и увезён на конспиративную квартиру. Таким же точно образом повстанцы похищают вице-президента Конгресса Эктора Мендеса де ла Рива, и президента Верховного Суда Ромео Аугустина де Леона. Идея состояла в том, чтобы обменять высших чинов государства на 28 пропавших прогрессивных лидеров, однако, в связи с игнорированием правительства предложения об обмене, стало ясно, что все пропавшие были убиты. После этого похищенные чиновники были освобождены.
Надежды на новое прогрессивное правительство Мендеса Монтенегро не оправдались. В конце 66 армия мобилизует более 6 тысяч солдат и, при поддержке артиллерии и авиации, бросает их на зачистку Сьерра де лас Минас. Перед лицом массированного наступления, Луис Турсиос Лима и Генеральный Секретарь «Гватемальской Партии Труда» Бернардо Альварадо Монсон выпускают совместное коммюнике против жесточайших и неизбирательных действий правительственных сил. Ещё в сентябре 66 Турсиос Лима разработал план военной кампании FAR в случае вторжения армии в зоны контроля партизан, однако реализовать этот проект на практике не удалось. Вскоре же FAR переживает ещё более мощный удар: 2 октября в дорожно-транспортном происшествии недалеко от столицы погибает 25-летний команданте организации Луис Турсиос Лима. На его место встаёт бывший студент юридического факультета Сесар Монтес, ранее так же объявленный правительством убитым в ходе наступления армии в горах.
После гибели командующего, FAR под новым руководством, в сотрудничестве с PGT, продолжает сопротивляться наступлению правительственных сил, вновь активизированному в феврале 1967. Однако, действуя всё более и более автономно, в марте того же года Сесар Монтес выпускает сообщение, повествующее о разрыве отношений с PGT. После этого команданте удаляется в город, оставляя руководить сельскими вооружёнными силами Камило Санчеса.
Сесар Монтес |
Тем временем набирает свой ход деятельность ультраправых: при поддержке правительства, гватемальскими фашистами образованы десятки «эскадронов смерти», занимавшихся террором и запугиванием жителей районов, находившихся под контролем герильи или прилегающих к ним. Таким образом ультраправые пытаются уничтожить социальную базу повстанческих сил, угрожая смертью любому, кто оказывает поддержку партизанам.
В конце 1967 года «Революционное Движение 13 Ноября» и «Вооружённые Повстанческие Силы» приходят к соглашению о реорганизации единой вооружённой группы под именем FAR с Марко Антонио Йон Сосой во главе. Вторым человеком в FAR становится Сесар Монтес, находившийся за границей из-за разногласий с Камило Санчесом, командующим партизанским фронтом «Эдгар Ибарра».
Весной 68 правительство развязывает новое наступление против партизанских сил в горах Сьерра де лас Минас. 24 августа команданте Камило Санчес и некоторая часть его бойцов была захвачена правительственными силами. Узнав о пленении Санчеса в тот же день, ячейка городской герильи в столице попыталась похитить американского посла Джона Гордона Мэйна, чтобы обменять его на пленного. Оперативная акция закончилась неудачей – посол был убит. Спустя некоторое время, после жесточайших пыток, военными был застрелен и Камило Санчес (Карлос Франсиско Ордоньес). Новым руководителем партизанского очага становится Пабло Монсанто (Хорхе Сото).
Новыми неудачами закончились попытки FAR организовать главный фронт в департаменте Альто Верапас с целью большего вовлечения крестьян и индейцев в вооружённую борьбу против правительства. После провала этой идеи, в 1969 команданте Пабло Монсанто возвращается к идее установления главного партизанского очага, на этот раз, на севере департамента Эль Петен. Под ударами репрессивных органов, партизаны вынуждены были отойти в сторону Альто Верапас и Эль Киче. Внутренние проблемы, вызванные очередным крахом, а так же идеологические дебаты по поводу кубинского «фокизма» и идеи очага, влекут за собой раскол в организации – от FAR отделяется группа, принявшая название «Революционной Организации Вооружённого Народа» (Organización Revolucionaria del Pueblo en Armas).
Сильнейшие удары, наносимые правительством по партизанским силам, практически уничтожили герилью, множество бойцов, во главе с Сесаром Монтесом, были вынуждены искать спасение за границей. Вооружённые действия потеряли былую интенсивность. А в начале 1970 года Марко Антонио Йон Соса вновь разрывает отношения с FAR, пытаясь в очередной раз восстановить «Революционное Движение 13 ноября».
«Fuerzas Armadas Rebeldes», перегруппировав свои силы, в 1970 году организуют два фронта: городской «La Resistencia» (Сопротивление) и сельский на юге департамента Эль Петен. Наиболее активным в ту эпоху являлся фронт городской герильи, осуществлявший в столице страны весьма масштабные и громкие акции, такие как похищение министра иностранных дел Альберто Фуентеса Мора или североамериканского дипломата Майкла Сеана Холи, освобождённых в обмен на арестованных товарищей.
В июле 1970 бразды правления над страной взял ультраправый маньяк, полковник Карлос Арана Осорио, известный своим зверством по отношению к гватемальским индейцам, которые были объявлены им все как один сторонниками Кубы и Советского Союза. В связи с успехом предыдущих операций, FAR принимают решение похитить немецкого дипломата Карла фон Шпрети. Однако новое правительство наотрез отказывается вести переговоры об освобождении политических заключённых, поэтому посол вскоре был убит.
Тем временем на сельском фронте, отошедшим на задний план в связи с активностью городской герильи, в конце 70 – начале 71 года состоялась Партизанская Конференция, на которой были проанализированы ошибки предыдущих лет, а так же поставлены задачи инкорпорации в герилью большего количества индейцев и селян, и усиления работы по организации масс.
В том же году партизанский фронт начинает вооружённые действия с засады на армейский патруль в Ялтуту, муниципалитет Долорес. К марту 1972 года в Эль Петен действуют уже три партизанские колонны FAR. В ответ на активизацию герильи, армия проводит ряд мелких операций, имеющих успех: некоторые из главарей FAR были убиты. Перед лицом надвигающейся катастрофы, команданте Пабло Монсанто приказывает приостановить боевые акции и сосредоточить все силы на организации социальной базы для будущей поддержки партизанских действий.
Эль Петен стал зоной, где FAR сконцентрировали эту незаметную, на первый взгляд, работу, направленную на подготовку будущей зоны партизанской войны. Бойцы сложили оружие для того, чтобы посредством скорее политической, нежели военной, деятельности добиться расположения индейских крестьянских масс. Подпольная политическая работа продолжалась вплоть до 1979 года, когда FAR приняли решение о формировании первой вооружённой колонны нового типа, получившей имя «Луиса Турсиоса Лимы». В том же году FAR организовали вместе с «Партизанской Армией Бедноты» и «Гватемальской Партией Труда – Руководящее Ядро» т.н. «Трёхсторонний Союз». В 1981 году «Колонна Турсиос Лима», неустанно проводившая засады, атаки и нападения, испытала на себе всю мощь репрессивных сил, брошенных на подавление герильи генералом Лукасом Гарсия.
Именно эти репрессии заставили партизанские организации страны задуматься об объединении сил. Таким образом, в начале 82 возникает «Гватемальское Национал-Революционное Единство» (Unidad Revolucionaria Nacional Guatemalteca), к которому и присоединяются «Вооружённые Повстанческие Силы».
Оправившись от удара, FAR в августе 1982 года формируют второй партизанский фронт в департаменте Чимальтенанго, авангардом которого становится «Колонна Текун Уман», уничтоженная лишь в 1984 году.
Расширение FAR внутри единой организации URNG, позволяет в 1985 году создать новый «Фронт имени Мардокео Гуардадо», действовавший между рек Ла Пасьон и Салинас в департаменте Эль Петен. Позднее, в 1990 году, на севере Альта Верапас был сформирован четвёртый фронт «Panzos Heroico», контролировавший зону долин Полочик и Фрей Бартоломе де лас Касас.