Страницы

суббота, 28 ноября 2015 г.

Türkiye Komünist Emek Partisi




Теслим Тёре, один из ярких активистов THKO, участник первого боя организации с солдатами близ горы Нурхак 31 мая 1971, после разгрома группы турецким правительством бежал в Сирию. Здесь, обдумывая сложившееся положение, анализируя ошибки революционной структуры, в 1974 году он выпускает документ под названием «Mücadelede Birlik» (Боевое Единство), подвергающий сомнению упор турецких революционеров на крестьянство. Провозглашая отказ от рухнувшей идеи развития сельской герильи, Тёре настаивает на том, что основной социальной базой военно-политической организации должен стать городской рабочий класс, а основным методом завоевания власти – городская вооружённая борьба, переходящая во всеобщее восстание.

Наполненный эклектикой и обрывочными лозунгами, документ не мог стать программным манифестом, хотя и привёл к рождению внутри THKO малочисленной фракции во главе с самим Теслимом Тёре, получившей название THKO/MB. В 1980 году эта фракция, надёжно обосновавшаяся в Сирии, преобразуется в «Турецкую Коммунистическую Рабочую Партию», генеральным секретарём которой единодушно избран сам Тёре.


Пользуясь поддержкой сирийских спецслужб, TKEP в том же 1980 году начала свою довольно интенсивную интервенцию в Турцию. Правда, уже летом полиция разгромила партийную сеть в городе Адыяман: помимо того, что были арестованы 54 боевика, в руки властей так же попали гранатомёты советского производства, несколько десятков автоматов, а так же свыше 5 тысяч патронов, спрятанных в пещере неподалёку от городка Бесни. Далее аресты и задержания шли по восходящей, достигнув своего пика в сентябре, когда к власти в результате военного переворота пришла военная хунта генерала Кенана Эврена.

Военный переворот тем не менее не привёл к приостановке вооружённых действий партии: в течение краткого периода, последовавшего за сентябрьским путчем, TKEP продолжала боевые действия в турецких городах, несмотря даже на серьёзные потери кадрового состава. Понятно, что долгое время это продолжаться не могло.

Попытки реорганизации партии, предпринятые сирийскими руководителями Теслимом Тёре и Эргуном Адаклы нельзя назвать особенно успешными. И если в школах и университетах партийцам удалось наладить кое-какую организационную работу, то в боевом плане ситуация оставляла желать лучшего. В итоге, TKEP в тот период действовала, опираясь на подпольную структуру Турецкой Организации Освобождения Северного Курдистана (Türkiye Kuzey Kürdistan Kurtuluş Örgütü – TKKKO).

В 1983 году TKEP налаживает отношения с Коммунистической Партией и Турецкой Рабочей Социалистической Партией, вместе с которыми формирует «Левый Союз» (Sol Birlik), однако после начала процесса унификации сторон в Объединённую Коммунистическую Партию в 1987 году, TKEP покидает альянс.

К этому моменту TKEP, благодаря покровительству и помощи сирийских спецслужб, выходит на международный уровень. Практически с момента своего создания партия поддерживала тесные связи с прочими революционными организациями региона – в первую очередь, с ФАТХ и НФОП, однако в списке друзей числились и Социалистическая Партия Иракского Курдистана, Демократическая Рабочая Партия Сирийского Курдистана, Руководящий Комитет Народного Фронта Бахрейна, Народный Фронт Омана, Сирийская, Иорданская и Палестинская Коммунистические Партии. К середине 80-х годов относятся и контакты с коммунистическими партиями Чили и Италии, а так же со швейцарской Партией Труда.

С началом демократизации турецкого государства, TKEP постепенно приходит в себя – начиная с 1988 года возвратившиеся на родину партийцы, - в том числе и сам Теслим Тёре, - инициируют деятельность по воссозданию политической структуры. Несмотря на то, что за годы эмиграции партия заметно склонилась к реформизму, внутри неё продолжали существовать «традиционные» экстремистские тенденции. Поэтому, вопреки распоряжения руководства, кадры TKEP вновь осуществляют подрывы, вновь совершают налёты и экспроприации.

Мало-помалу, государство подбиралось и к наиболее неуловимому революционеру тех лет: 54-летний Теслим Тёре был арестован 5 мая 1993 года на конспиративной квартире в стамбульском районе Юшкюдар.

Разыскиваемый турецкими спецслужбами более 20 лет, в течение всего этого периода Тёре безостановочно перемещался между Турцией и Сирией, последний раз переехав границу за два месяца до своего ареста.

К моменту задержания харизматичного лидера, партия пребывала в состоянии затяжного кризиса. Радикальные силы требовали возвращения к «старым идеалам» THKO, обвиняя секретариат партии в реформистском уклоне. Уже в 1989 году внутри партийной организации образуется ряд мелких группировок, настроенных крайне воинственно. Одной из таких банд, пошедших на разрыв отношений с «материнской» партией, стал «Союз Молодых Рабочих» (TKEP- Genç Emekçiler Birliği), полностью разгромленный полицией спустя год.

Однако по большей части радикальные кружки партийцев ещё некоторое время оставались в рядах TKEP, мало-помалу налаживая связи между собой. И лишь укрепившись, эта значительная ассоциация радикальных группировок, наконец отделилась от TKEP, образовав TKEP-L (Leninist).

1 сентября 1992 года состоялся I Конгресс новой партии. Здесь был избран генеральный секретарь, - им стал Муса Караташ, - принят организационный устав и политическая программа. Помимо этого, здесь так же был учреждён целый ряд «дочерних» партийных организаций: Молодёжный Коммунистический Союз имени 13 марта (13 Mart Genç Komünistler Birliği, 13 марта 1982 года по приговору военного суда были казнены трое видных членов TKEP), Революционная Ассоциация Студентов (Devrimci Öğrenci Birlikleri), Революционные Рабочие Комитеты (Devrimci İşçi Komiteleri), Ассоциация Рабочих Женщин (Emekçi Kadınlar Derneği), и, наконец, вооружённое крыло партии – Союз Ленинской Герильи (Leninist Gerilla Birlikleri).

Что касается политических целей, то, невзирая на катастрофическое крушение социалистического лагеря, TKEP-L выступало за продолжение беспощадной войны против капитализма, первым этапом которой станет развёртывание гражданской войны и установление в Турции диктатуры пролетариата с последующим переходом к социализму.

В качестве оперативной первоочередной задачи партия видела свой долг в обострении классовой борьбы на всех уровнях: практическое отражение эта цель находила в поддержке, оказываемой TKEP-L экономическим протестам рабочих и государственных служащих, студентов и безработных.

Источником доходов партии, согласно уставу, являлись членские взносы и пожертвования сочувствующих, однако на деле касса TKEP-L пополнялась в основном за счёт «экспроприаций», исполняемых вооружённым крылом партии. Под удары LGB попадали в основном ювелирные магазины и лавки (одна только разгромленная в 1992 году ячейка в стамбульском квартале Умранийе осуществила за год 19 нападений на ювелирные магазины), а так же инкассаторские автомобили и курьерские службы. Значительно реже нападениям «ленинистов» подвергались банковские отделения.

Вообще, вооружённая структура TKEP-L в период с 1990 по 1995 года являлась одной из наиболее активных в стране, по масштабам действий уступая лишь соратникам из Рабочей Партии Курдистана и Революционной Левой. Среди объектов атак «Союза Ленинской Герильи» помимо полицейских участков и правительственных зданий так же числились военные сооружения, офисы средств массовой информации, представительства «Партии Националистического Движения» и связанных с нею молодёжных неофашистских структур («Идеалистов» и «Серых Волков»)…Другими формами деятельности был саботаж, - из самых ярких акций подобного рода можно назвать поджог стоянки муниципальных автобусов в Стамбуле, - так называемые «баннерные бомбы», а так же «агитационные бомбы», с помощью которых на больших территориях разбрасывались партийные листовки и призывы.

Схваченный в 1993 году Теслим Тёре попытался остановить радикалов, призвав их из-за тюремной решётки отказаться от бесперспективной идеи вооружённой борьбы, однако ни к какому результату это не привело. Наоборот, TKEP фактически развалилась, поскольку наиболее активная часть партийцев постепенно присоединилась к «силовому блоку» TKEP-L/LGB.

Довольно активная боевая деятельность партии, концентрировавшаяся в основном в Стамбуле и его пригородах, достигнув пика развития в 94-96 гг., к концу тысячелетия мало-помалу потеряла былую динамичность. Одной из последних крупных акций «Ленинской Герильи» стал подрыв в декабре 2000 года представительства неофашистской группировки «Кузницы Идеала» в стамбульском районе Зейтинбурну, в результате чего один человек погиб. Полицейские быстро разобрались в ситуации, арестовав практически всех участников акции. В ответ на это другая группа боевиков LGB 10 января 2001 года в квартале Бахчилиэвлер осуществила нападение на полицейский патруль, убив офицера Хашима Кайыклы.