Страницы

пятница, 2 декабря 2011 г.

Интервью с Карлусом Эужениу Сарменту Коэлью да Паз



Ренато Диас

Имя: Карлус Эужениу Сарменту Коэлью да Паз, 60 лет. Псевдоним: Клемент. Последний военный командир «Национал-Освободительного Действия» (Ação Libertadora Nacional), партизанской организации геваристской тенденции, которая вела вооружённую борьбу против бразильской военной диктатуры в городах, но намеревалась развернуть широкомасштабную сельскую партизанскую войну в штате Гояс. Для Клемента возможность победы над диктатурой, пришедшей к власти в 1964 году, не была бредовой идеей молодого человека: «вооружённая борьба являлась верным методом и имела все шансы победить».


- 100 лет со дня рождения Карлуса Маригеллы. Кто он: герой или злодей?

- Герой бразильского народа. Как и другие наши национальные герои, Маригелла ещё не признан обществом, его имя ещё не внесено в учебники бразильской истории. Сколько прошло веков, прежде чем Бразилия признала Зумби («чёрный вождь всех рас», руководитель «свободной республики Пальмарес», организованной на территории штата Байя беглыми рабами в 17 веке)? С другой стороны, почему в наших школах говорят, что независимость Бразилии стала плодом усилий только одного Педру I, а не результатом борьбы всего народа? Сегодня мы должны учить детей, что в 1964 году произошёл государственный переворот, приведший к власти диктатуру генералов, а не «Революция», спасшая страну от «кровавого хаоса». И такие, как Карлус Маригелла остро реагировали на установление этой диктатуры: с оружием в руках они сражались за демократию. Они сопротивлялись ради обретения свободы.

- Смерть Карлуса Маригеллы лежит полностью на предателях-доминиканцах, как об этом утверждает Жакоб Горендер?

- Смерть Маригеллы и большей части «Вооружённой Тактической Группы» Сан-Паулу стала результатом отклонения от нашей первоначальной стратегической линии, которая предусматривала начало сельской партизанской войны. Вооружённые действия в городах являлись лишь периферией этой войны. В виде подготовки к ней, мы использовали методы вооружённой пропаганды. В итоге, у нас сложилась иллюзия того, что мы сильнее, чем это было на самом деле. Диктатура думала так же. Репрессии приняли громадный масштаб, миллионы были потрачены на то, чтобы уничтожить нас. Повсеместно применялись пытки, с помощью которых полиция и подобралась к Маригелле. Это факт не может лежать позорным пятном на двух несчастных доминиканцах, которые действительно раскрыли место встречи с нашим лидером и выдали телефонный пароль. Бразильское государство совершило преступление против человечности, заставив с помощью пыток предать доверие Маригеллы.

- Кто убил Жоакима Камара Феррейру?

- Жозе да Силва Таварес, боевик ALN, привёл «Старика» (Феррейра) прямо в лапы мясника Сержиу Параньоса Флёри. Наш лидер был арестован, подвергнут пыткам и убит полицией в ночь с 23 на 24 октября 1970 года.

- Стратегия вооружённой борьбы не была ошибочной?

- Нет. В первую очередь, необходимо было реагировать на насилие правых, похоронивших Конституцию 1946 года и устроивших переворот 1964. Подлинно суверенная и независимая нация рождается через борьбу народа. Если одна часть общества призывает и осуществляет организованное насилие во имя диктатуры, другая часть, - та, что защищает свободу и демократию, - должна быть готова ответить тем же. В любом случае, это насилие позволяет породить и укрепить национальное сознание в долгосрочной перспективе, даже если вооружённая борьба и не достигает своих целей.

- Существовала ли возможность победы герильи над военно-гражданской диктатурой?

- Существовала, и именно поэтому реакция правых и американского империализма была столь мощной. Именно поэтому в обучение и оснащение репрессивных сил было вложено огромное количество долларов.

- Не была ли ошибкой убийство Марсиу Лейте Толеду?

- Война требует жестоких мер, а иногда – и жесточайших. Организация пострадала и приняла незамедлительные меры защиты. Я уверен, что ущерб для организации был бы гораздо бОльшим, если бы мы колебались. Что касается личного отношения, то это была акция, оставившая глубокий след, который не следует путать с покаянием. Это старая военная рана, которую бывший солдат несёт с собой всю оставшуюся жизнь.

- Казнь Эннинга Бойлесена была справедливой?

- Казнь Бойлесена была справедливой, правильной и необходимой.

- ALN вынашивал планы дальнейших покушений?

- Да. Некоторые из приговорённых к смерти, так же как и Бойлесен, были вписаны в схему финансирования репрессивных структур диктатуры.

- Какие конкретные предложения были внесены кубинским генералом Арнальдо Очоа?

- Очоа предлагал вернуться в Бразилию с сотней кубинских солдат, которыми должен был командовать я и он. Предполагалось начать действия в Центре и на Севере страны, в долине Амазонки. Я отказался от этого плана по нескольким причинам. Шёл 1973 год и ALN был фактически уже уничтожен. Я потерял практически все контакты, было крайне мало опытных бойцов. Но самым важным было то, что в организации национального освобождения кубинцы не должны были составлять большинство, иначе она прекращала быть организацией национального освобождения Бразилии. Это был наш принцип, и я не мог отказаться от него.

- Этот план был жизнеспособен?

-  Если конкретизировать, то да. Мы, я и Очоа, несколько раз участвовали в совместных учениях кубинской армии, и он продемонстрировал мне всю партизанскую методику кубинцев. Начиная от организации маленькой армии, и заканчивая высадкой на бразильскую землю.

- Штат Гояс был вписан в сельскую партизанскую схему ALN. Почему?

- Сельская партизанская война должна была быть развёрнута между северо-востоком Гояса, Парана, Мараньяном и части Амазонии. Это была идеальная область для начала герильи с точки зрения географии, а так же из-за острых земельных конфликтов, которые мы надеялись углубить и возглавить.