Страницы

суббота, 4 августа 2012 г.

Науэль Морено. Мораль и революционное действие. 1


МОРАЛЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Науэль Морено. 1967

ЧАСТЬ 1. Буржуазная мораль

1. Введение

Мои контакты с партией1, учитывая сложившиеся положение2, шли в основном через корреспонденцию. И я не могу жаловаться на отсутствие внимания, потому что переписка была весьма интенсивной. Совершенно случайно, в ходе обмена посланиями, была поднята проблема морали, которая отвлекла меня от проекта труда, касающегося актуальной ситуации в Перу. Множество товарищей, писавших мне, излагали собственные, совершенно различные позиции по поводу морали, подчас совершенно чуждые нашим традициям и концепциям.

«Будьте честны с самим собой», - писали они мне, - «все мы хотим жить и получать от жизни удовольствие»; «весна, запах цветов, непринуждённая болтовня с друзьями и подругами»; «наша мораль заключается в том, чтобы делать то, что нам хочется в данный момент».

Из этих теоретических формулировок я почерпнул всё, что требовалось для создания конкретной программы морального действия… «какой идиот этот товарищ, так как остаётся верен своей заключённой подруге, говорит, что с каждым днём любит её всё больше, тогда как физическое разделение, по объективным причинам, неизбежно порождает отчуждение. Со своей подругой у нас отношения иные – даже когда я встречаюсь с другими девушками, она знает, что она единственная, а все остальные – лишь лёгкие увлечения, статистика» и т.д. Эта буквальная, или почти буквальная цитата, которую я слегка изменил лишь для того, чтобы избежать идентификации автора.


Незадолго до издания этого труда, «комбатанты»3 атаковали наших товарищей с севера Аргентины якобы за пристрастие к подобной морали. Сейчас в наших рядах поднимается волна возмущения в ответ на клевету и ложь со стороны людей, чья нравственность действительно тошнотворна, худшее из всего, что я видел за годы своей политической деятельности. Я думал, что эта полемика с «комбатантами» должна прояснить картину. Кажется, этого не случится.

В ходе занятий последней кадровой школы была попытка поднять тему морали, поскольку она является важной частью военно-политического воспитания, но из-за нехватки времени я не смог уделить данному вопросу достаточно внимания.

Слабость политического образования, незнание марксистских революционных традиций – всё эти вещи несут серьёзную опасность, содействуя дискредитации части национального руководства, которое встало на ложные позиции или попало под влияние новых партийных кадров. Необходимо раз и навсегда решить эту проблему.

Без обиняков я скажу, что внутри партии существует целый сектор, поражённый процессами социальной и политической деградации, люмпенизации, который занял по вопросу морали позиции, которые угрожают процессу роста и укрепления нашей организации. С другой стороны, подобные взгляды уходят корнями глубоко в современную действительность. Мы живём в наиболее революционную эпоху истории, в период обострения классовой борьбы. Это обозначает, что мы отвергаем старые формы жизни, обычаев, экономических отношений, отношений между полами, социальной деятельности, и переходим к новым формам. Но они крайне далеки от точных характеристик, в основном потому, что ныне мы живём в переходную эпоху. В такие исторические периоды ни одна форма не может быть строго определена: процессы идут методом проб и ошибок. Мораль не является исключением из правил, и, тем не менее, она является одним из аспектов жизни, пережившая наиболее тяжёлые потрясения. Старые ценности переживают кризис, предшествующий триумфу ценностей новых. Все эпохи великих перемен и революционных сдвигов, как мы видим из истории, сопровождаются социальной дезориентацией, падением нравов и официальной аморальностью.

Итальянское Возрождение с его отцами, такими как Борджия, и протагонистами, вроде Пенвентоля, Челини и т.д., поражает нас своей аморальностью. Закат Римской Империи с его оргиями, императорами «мужами всех жён и жёнами всех мужей» - другое подтверждение правоты нашей теории. И одновременно с духовным упадком, свою деятельность вели такие великие моралисты-реформаторы, как Савонарола и Кальвин. Первый пытался вернуть католицизм к корням христианства, тогда как второй целью жизни поставил борьбу с развращением церкви: как итог, оба стояли у истоков новой морали, ставшей отражением нового времени и новых общественных отношений.

Те товарищи, что понимают необходимость новой морали, вышли из недр больного общества, поистине омерзительного, где жёны изменяют мужьям с их друзьями, где процветают реальные и виртуальные оргии, где успехом пользуются киноленты, освещающие различные сексуальные извращения, где ежедневно газеты подсчитывают количество марихуаны или ЛСД, которые потребила североамериканская или европейская молодёжь, где открыто циркулируют японские или шведские порнофильмы с участием педерастов и лесбиянок, где систематически осуществляются грабежи и кражи, где кровавые преступники становятся государственными мужами, пользующимися всеми благами властной вертикали, обожанием звезд кино, эстрады, да и простых граждан, где на улицах толпами ходят «герои-любовники», одетые по последней моде, где главенствуют фривольные отношения между полами, что по мнению социологов из т.н. «развитых стран» является фундаментальным элементом освобождения женщины. Эти наши товарищи вышли из насквозь прогнившего социума, которое выражает свою деградацию во всех формах: семья, дружба, отношения между мужчиной и женщиной – всё пребывает в кризисе. И сегодня этот кризис находит своё отражение в партийных рядах, так как мы сами живём в этом обществе.

Учитывая эту ситуацию, мы вправе спросить, какой форме морали мы должны следовать, если вообще должны следовать какой-либо морали?


1. Имеется в виду Аргентинская Революционная Партия Трудящихся (Partido Revolucionario de los Trabajadores), а точнее – её троцкистское крыло PRT-La Verdad.

2. В тот момент Морено находился в перуанской тюрьме.

3. Речь о сторонниках милитаристской прокубинской линии PRT-El Combatiente под лидерством Марио Роберто Сантучо, которые в 1970 году образуют PRT - Ejercito Revolucionario del Pueblo (PRT-Революционную Армию Народа).