Пол Алкебулан
2. Выживание в
ожидании революции
В первые годы своей деятельности «Партия Чёрных Пантер»
занимала довольно шаткие позиции. Преследование полицейских патрулей и марш на
Сакраменто являлись весьма смелыми инициативами, привлекавшими внимание
общества к организации и содействующими притоку новобранцев. Но в тот же
момент, подобные действия весьма ограничивали политическую деятельность партии,
поскольку правительство видело в BPP вооружённую угрозу и всеми силами препятствовало её развитию.
Интенсивное и неослабевающее давление властей вынудило
«Пантер» перейти к стратегической обороне. И в это же самое время, благодаря
увеличению экономической и политической мощи чёрного сообщества, благодаря
некоторым подвижкам правительства в деле борьбы с расовой дискриминацией, радикальная
партия оказалась перед угрозой полной изоляции от чёрных масс.
Для некоторых из лидеров BPP эта ситуация стала очевидной уже в 1969 году: они наконец признали,
что в ближайшее время в Соединённых Штатах не будет никакой вооружённой
революции. Партия с горечью констатировала, что большинство чернокожих
предпочли куцые политические реформы опасности подлинной революции. Поэтому
революционная риторика, не приносящая ничего, кроме подозрений правительства,
должна быть поубавлена. «Пантеры» должны повернуться к социальным вопросам – к
улучшению жизни чернокожего населения здесь и сейчас. Только такая деятельность
поможет организации выжить и не оказаться в полном одиночестве лицом к лицу с
режимом. С другой стороны, социальная практика вряд ли вызовет какие-то
репрессии со стороны федеральных властей – в этой сфере партия будет иметь
полную свободу действий. Выбор был очевиден.
Программа бесплатных завтраков, организация школ
освобождения и медицинских клиник - именно эти инициативы могли поддержать имидж
«Чёрных Пантер» в среде афроамериканского сообщества. Эти программы не были
основаны на вооружённом действии. Но при этом они давали гораздо больший
пропагандистский эффект, нежели нападения на полицию или расистов. Потому что
именно через эти программы партия была способна очень успешно проводить
политизацию масс в нужном направлении.
Социальные проекты позволили партии, находящейся под
неустанным давлением репрессивных сил, выживать, поддерживать дисциплину,
расширять свою материальную и социальную базу. Подобная практика стала
настоящим вторым дыханием для организации, утратившей всякие ориентиры.
Множество членов BPP с энтузиазмом восприняли программу «выживания в ожидании
революции», увидев в ней истинный инструмент связи партии с массами. Новые методы
организации привлекли к ней и новый контингент активистов – более
дисциплинированных и сознательных, нежели мечтавшие о вооружённой борьбе
малообразованные маргиналы первого периода. Новой задачей «Пантер» на этом
этапе становится забота о теле и душе угнетённого.
Партия весьма лаконично объяснила новый курс: «Революция не может быть сделана одними
только революционными фразами…Свержение одного класса другим должно быть
осуществлено с помощью революционного насилия. Пока этот этап классовой борьбы
не будет достигнут, мы должны сосредоточиться на неотложных нуждах народа, для
того, чтобы выстроить единую политическую силу, основанную на идеологии «Партии
Чёрных Пантер». Выживание в ожидании революции является для нас
непосредственной задачей на данный момент, и для этого мы будем удовлетворять
потребности людей…через наши освободительные школы, программу бесплатных
завтраков и организацию детских садов».
Бесплатные завтраки для школьников, освободительные школы,
медицинские клиники, центры раздачи одежды – всё это наиболее известные
программы тактики «выживания в ожидании революции». Направлены они были, по
словам Хью Ньютона, в первую очередь на удовлетворение наиболее острых нужд
членов афроамериканского сообщества, но вместе с тем они же содействовали росту
революционного сознания масс и политическому образованию:
«Оригинальный подход партии заключался в том, чтобы бросить людям
спасательный круг, удовлетворяя их потребности и защищая их от угнетателей…Мы
знали, что эта стратегия будет содействовать росту сознательности людей и даст
нам поддержку…В какой то момент BPP утеряла ориентиры и
отдалилась от сообщества…Единственной причиной, по которой наша организация всё
ещё существует…является наша программа выживания. Вся наша деятельность была бы
незначительна и бессмысленна, если бы не эта стратегия».
Однако утверждения Ньютона не совсем верны: программа
выживания не являлась частью оригинальной доктрины партии с самого момента её
зарождения. Впервые она реализовалась на практике лишь в январе 1969 года,
спустя три года после зарождения самой организации. Вряд ли можно считать
деятельностью по «выживанию» преследование полицейских патрулей или марш на
Сакраменто. На страницах партийной газеты лишь в 1971 году Ньютон признался в
том, что:
«Когда партия маршировала в Сакраменто…или когда партия преследовала
полицию с оружием в руках, она лишь откликалась на общее разочарование в
ненасильственных прямых действиях, перейдя к более суровым актам. Мы хотели
видеть дисциплинированную и хорошо вооружённую самооборону, а не стихийные и
неорганизованные вспышки насилия. Позднее…мы были обескуражены реакцией властей
и поняли, что такие акции не подходят для систематического их исполнения по
любому поводу».
Социальные программы, отвечавшие потребностям чёрного сообщества,
объективно, были более важны для выживания самой партии, нежели для выживания
афроамериканской общины. Первоначально подобные инициативы были выдвинуты не
столько для того, чтобы помочь людям, сколько для того, чтобы поднять имидж BPP в глазах членов общины
посредством положительных, отлично организованных и ненасильственных действий.
«Пантеры» так же рассматривали свои программы как
практическое и конкретное введение социалистических начал в обществе.
Пожертвования, получаемые от предпринимателей, по их мнению являлись реальным
перераспределением богатств в сторону неимущих.
Кроме того, социальные программы являлись выражением
основного принципа философии «Пантер», сформулированного Хью Ньютоном:
«Партия Чёрных Пантер» считает, что нынешнее правительство и все его
вспомогательные учреждения являются нелегитимными, потому что они никак не
реагируют на запросы людей, не отвечают их потребностям. Поэтому они не имеют
права на существование…В наше время существование людей, оставшихся без
основных средств к существованию, является недопустимым. Их наличие не имеет
никакого оправдания».