Страницы

вторник, 18 августа 2015 г.

Наследники Малькольма




Выживание в ожидании революции. История Партии Черных Пантер

Пол Алкебулан

1.Наследники Малькольма


Малькольм Икс безусловно являлся идейным вдохновителем «Партии Черных Пантер». Он был тем, кто сформулировал политические убеждения членов партии и несогласие с курсом прочих движений за гражданские права. Он был тем, кто предоставил им новые тезисы, касающиеся политики, расы и самооценки, под воздействием которых обычные люди превращались в яростных активистов. Он был тем, кто отправился в Африку, чтобы восстановить утраченные связи с исторической родиной, чтобы наладить контакты с новым поколением африканских политических лидеров. Наконец, он был тем, кто убедил молодых чернокожих в том, что они должны взять в руки оружие и защитить себя от того, что называется государственным угнетением.

Малькольм являлся воплощением способности человека к духовному и психическому перерождению через самодисциплину и активное участие в движении за гражданские права. Это было особенно верно, поскольку Малькольм на своём жизненном пути преодолел наркотическую зависимость и прошёл тюремное заключение. Его пример вдохновил тысячи таких же как и он. Пантеры понимали, что история Малькольма – это история практически каждого из них.


Малькольм Икс сформулировал четыре базовых тезиса платформы BPP:

1) о том, что  афроамериканцы могут и должны использовать оружие для достижения политических целей;

2) о том, что люди могут достичь духовного и психического перерождения посредством участия в движении;

3) о том, что чернокожие должны быть открыты для альянсов с другими этническими группами угнетённых, созданных на основе взаимного уважения;

4) о том, что борьба за гражданские права является частью международной борьбы против расизма и западного капитализма.

Этот последний пункт был наиболее сложным. С одной стороны, до сего момента чернокожие считали себя неотъемлемой частью Соединенных Штатов. Ведь ещё маэстро «гарлемского Ренессанса» Уильям Дюбуа утверждал, что афроамериканцы имеют «раздвоенное сознание»: они одновременно ощущают себя и американцами и «неграми». То есть, они считают себя уникальными американцами и хотят интегрироваться в общество, не теряя своей культурной и расовой самобытности.

Но с другой стороны, лозунг борьбы против западного капитализма, оплотом которого были США, приводил к выводу о том, что американская чёрная диаспора является внутренней колонией и единственный путь её освобождения – политическая независимость от Соединённых Штатов.

Малькольм Икс (настоящее имя – Малькольм Литтл) родился в бедной семье и сполна испытал все ужасы угнетения, после ранней смерти своего отца и психического срыва матери. Понятно, что иного пути, кроме как на улицы Бостона и Нью-Йорка у него не было. Он стал участником одной из криминальных банд и в 1946 году закономерно загремел за решётку по обвинению в краже со взломом. Находясь в тюрьме, Малькольм попал под влияние «афроисламских» пропагандистов и в 1948 году присоединился к «Нации Ислама» Элайдже Мухаммада.


Вскоре после своего освобождения, Малькольм стал «министром» организации. Его трудолюбие и беспримерное подвижничество со временем сделали его доверенным помощником самого Мухаммада. Малькольм покинул «Нацию Ислама» в марте 1964 года, разочаровавшись прежде всего в её лидере, ведущем жизнь, противоречащую учению организации. Его так же раздражала пассивность «Нации» в отношении борьбы за гражданские права чернокожих.

Он основывает «Организацию Афро-Американского Единства», которая стоит на позициях «философии чёрного национализма», как об этом заявлял сам Малькольм. В его интерпретации «чёрный национализм» определялся как система, где чернокожие контролируют политическую и экономическую жизнь общины, чтобы улучшить материальные и духовные условия своей собственной жизни. Все социальные недуги чёрного населения Малькольм списывает на белый расизм, отсутствие контроля чернокожих над собственными делами и ошибочную политику объединения вокруг чёрных элит, продавшихся государству и капиталу.

Малькольм видел, что борьба против сегрегации, за смешанные школы и кварталы не имеет никаких перспектив, поскольку белые на высшем уровне противостоят всем попыткам интеграции чернокожих. Следовательно, интеграция была химерой, от которой следовало отказаться. Самоорганизация и взаимопомощь в условиях чёрных кварталов, где афроамериканцы были большинством, являлись единственным вариантом дальнейшего развития.  Другими словами, чернокожие должны были взять ответственность за собственную политическую и экономическую судьбу в свои руки.

Малькольм утверждал, что националистическая философия «разбудит» американских негров, поможет им избавиться от того бедственного положения, в котором они пребывают, и поможет защититься от тех, кто это положение вызвал. Малькольм призывал своих сторонников сделать выводы из борьбы за национальное освобождение народов стран Африки и Азии, которые завоевали свободу вооружённым путём. Он начал искать поддержки Организации Африканского Единства, и позднее, в ходе двух своих путешествий в Африку, он встретился практически со всеми революционными лидерами континента тех лет, получив полную поддержку своих действий.

Малькольм Икс был убит 21 февраля 1965 года несколькими членами «Нации Ислама», осужденными впоследствии. Гибель Малькольма стала настоящей трагедией для тысяч молодых чернокожих, прислушивавшихся к его словам. Был убит «мусульманский министр», расширивший горизонт борьбы за пределы религиозной доктрины, был убит тот, кто связал борьбу за гражданские права чернокожего населения США с борьбой против капитализма, с борьбой за национальное освобождение народов стран Третьего Мира.

Именно идеи Малькольма Икса легли в основу идеологии «Партии Черных Пантер», изначально радикального националистического движения, требовавшего политической автономии для чернокожих. Под влиянием его мировоззрения, борьба за гражданские права трансформировалась в революционное движение, солидарное с борьбой народов Африки и Азии, связанное с многочисленными правительствами национального освобождения стран Третьего Мира. Член ЦК BPP Лэндон Уильямс вспоминает: «Мы чувствовали себя наследниками Малькольма, и я помню, как он говорил: «Мы требуем своего места в человеческом обществе прямо сейчас, и мы завоюем своё право считаться людьми любой ценой». Когда я слышу эти слова в своей голове, у меня по-прежнему идут мурашки, потому что я до сих пор верю в них».