Выживание в ожидании революции. История Партии Черных Пантер
Пол Алкебулан
2.3. Школы
освобождения
Программа организации школ освобождения так же началась в
1969 году и занимала ключевое положение в деятельности BPP. Сама концепция таких школ была
знакома чёрной общине, поскольку ещё задолго до «Чёрных Пантер» её, в качестве
организационной тактики, использовало Южное движение борьбы за гражданские
права чернокожих. Южные школы освобождения, учреждённые теми или иными
группами, служили в качестве центрального пункта сбора членов общины, где им
разъясняли их права и учили бороться за них. Кроме того, школы использовались в
качестве центров образования, вербовки и сбора средств и подготовки демонстраций
и пикетов.
Школы освобождения BPP являлись результатом хороших отношений с членами чёрного
сообщества, налаженных в ходе реализации программы бесплатных завтраков. Именно
на своих пунктах раздачи «Пантеры» призывали детей вернуться, чтобы помогать
партии в иных формах деятельности. Таким образом, в Сан-Франциско была
организована первая школа освобождения, которую посещали 25 детей ежедневно.
План обучения этой школы был следующий: понедельник – день
истории; вторник – день культуры; среда – экскурсии; четверг – революционные
фильмы; пятница – обсуждение текущих событий. Песни и игры использовались,
чтобы донести до детей в надлежащей форме основную философию «Пантер». Таким
образом, в школе освобождения дети не только учились читать, но и умели расширенно
объяснить программу 10 пунктов и главные цели партии.
Здесь же, в Сан-Франциско, впервые был использован и такой
учебный инструмент как мультяшные карикатуры, с помощью которых «Пантеры»
иллюстрировали свою программу, а так же разъясняли «корни и сущность народной
революции».
Учебная программа большинства школ освобождения,
организованных членами BPP
по всей стране, в основном состояла из базовых академических дисциплин и
лекций, посвящённых актуальным событиям, составленных на основе партийной печати.
Помимо непосредственно членов «Чёрных Пантер», в этих школах трудилось
множество волонтёров-студентов, придававших заведениям некоторый налёт
профессионализма.
Однако обучение не являлось основной целью освободительных
школ. Наиболее важными пунктами учебного плана, на которые делался акцент,
являлись идеология BPP
и история афроамериканского народа. Это происходило не только потому, что
«Пантерам» не хватало необходимого педагогического опыта, но ещё и вследствие
того, что научный потенциал школ освобождения не был ещё признан руководством
самой партии. Но, начиная с 1971 года, ситуация начала исправляться в сторону
профессионализации образования.
Наиболее успешным примером реализации программы образования,
стало учреждение «Чёрными Пантерами» в 1971 году «Интеркоммунального Института»
(Intercommunal Institute). В 1975 году его название было изменено на
«Оклэндскую Школу Сообщества». В 1973 году школа переехала в здание Оклэндского
Центра Обучения, действовавшего под эгидой некоммерческой Корпорации Образовательных
Возможностей. Вскоре здесь была учреждена ещё и вечерняя школа, обучавшая
взрослых и выдававшая дипломы государственного образца. Школа включала в себя
16 аккредитованных преподавателей и 15 волонтёров.
Персонал ОШС |
«Оклэндская Школа Сообщества» давала детям не только
образование уровня хорошей частной школы (здесь изучали испанский язык,
математику, естественные и социальные науки, проводили экскурсии, занимались
спортом и изобразительным искусством), но и прививала чувство собственного
достоинства за счёт изучения культуры и истории афроамериканской общины.
Мало того: ученики были обеспечены не только трёхразовым
питанием; в собственности ОШС имелось и три пассажирских автобуса для перевозки
детей в школу и из школы. Причём плата за обучение не взималась. Давние
партийные правила мешали «Пантерам» просить деньги у государства на развитие
своей школьной программы, однако в начале 70-х все эти негласные запреты пали
под тяжестью финансовых вопросов. Оклэндская школа получила разрешение подать
заявку на получение государственных образовательных фондов. Таким образом,
правительственные средства, вкупе с частными фондами и пожертвованиями членов
чёрного сообщества, помогали в содержании школы. Ибо фактическая стоимость
обучения одного ребёнка составляла 720 долларов в год. Стоимость же содержания
самой школы превышала сумму в 6 тысяч долларов в месяц.
Школа, неоднократно удостаивавшаяся высокой оценки со
стороны государственного департамента образования и властей штата Калифорния,
пережила партию на несколько лет. Последние остатки BPP окончательно отошли в небытие в 1980
году, тогда как ОШС, превратившаяся в самостоятельный образовательный объект,
выпустила свой последний класс в 1982, став фактически последним осколком
некогда мощной «Партии Чёрных Пантер».