Страницы

воскресенье, 30 августа 2015 г.

Медицинские клиники





Выживание в ожидании революции. История Партии Черных Пантер

Пол Алкебулан




2.4. Медицинские клиники

«Пантеры» считали, что городская система здравоохранения для чернокожих  отображает царившие в американском обществе расистские порядки. Исторически сложилось так, что большинство чёрных врачей получали образование либо в Университете Фиск, либо в Говардском Университете. В южные высшие учебные заведения традиционно вход чернокожим был закрыт, а северные медицинские школы заканчивали лишь очень немногие.

BPP начала работать с симпатизирующими партии работниками системы здравоохранения так же в 1969 году. Изначально речь шла лишь о получении информации и услугах, связанных с профилактикой болезней, но затем «Пантеры» открыли сеть бесплатных клиник в чёрных кварталах Канзас-Сити, Сиэтла, Лос-Анджелеса, Беркли, Нью-Хейвен, Портлэнда, Чикаго, Рокфорда, Бостона, Филадельфии, а так же в нескольких районах Нью-Йорка.


В Статен-Айленде «Пантеры» учредили даже службу «революционных врачей» - некий аналог «скорой помощи», выезжавший по вызову к больным. Служба была оборудована примитивной техникой, с помощью которой доктора способны были даже делать несложные хирургические операции, вроде извлечения пуль. Кроме того, медицинский центр BPP в Статен-Айленде давал бесплатные консультации и проводил так же бесплатный осмотр молодых людей.

Партийные медицинские кадры были ответственны за предоставление неотложной помощи товарищам, а так же за распространение основной медицинской информации в чёрном сообществе. Волонтёры, имевшие профильное образование, обучали партийные кадры на специальных медицинских курсах. В Нью-Йорке медицинские кадры кварталов Бронкс, Бруклин, Гарлем и Ямайка проводили еженедельные встречи, на которых не только обменивались знаниями и информацией, но и планировали совместные действия в области здравоохранения.

Наибольших успехов в своих медицинских инициативах «Пантеры» добились в Чикаго и Бостоне. Клиника «Сперджен Уинтерс», названная в честь одного из активистов партии, убитого полицией в ноябре 1969 года, была открыта в Чикаго и имела очень солидный и довольно профессиональный персонал, имевший опыт в гинекологии, акушерстве, педиатрии, оптометрии и стоматологии. В течение только первых двух месяцев своего существования клиника BPP обслужила более двух тысяч человек.

Бостонская «Бесплатная Народная Клиника» была открыта в мае 1970 года в ответ на смерть чёрного пациента, застреленного полицейским в городском госпитале. Клиника предоставляла точно такие же услуги, что и больница в Чикаго, но кроме того, при ней так же действовали курсы обучения лаборантов, медсестёр, помощников врачей и медицинских секретарей.

Клиника имени Карла Хэмптона в Хьюстоне, названная в честь активиста партии, убитого полицией в 1970 году

В 1971 году «Партия Чёрных Пантер» развернула национальную программу обследования на серповидно-клеточную анемию с целью окончательно победить эту болезнь. Главой проекта был назначен доктор Толберт Смол, помогавший клинике BPP в Беркли. Таким образом, в партийных больницах за время действия проекта прошли обследование более 1 миллиона человек. Позднее «Пантеры» считали, что президент Ричард Никсон ввёл национальную программу борьбы с серповидно-клеточной анемией в ответ на деятельность BPP, опасаясь политической привлекательности среди масс, которую партия заработала своими медицинскими усилиями.

«Пантеры» считали, что американское здравоохранение, как и любая другая система в капиталистическом мире, является инструментом для укрепления власти буржуазного класса, и что целью медицины должно быть здоровье людей, а не получение прибыли. BPP обвинили капиталистическую индустрию здоровья в том, что она целенаправленно организует нехватку врачей (будучи монополией, создаёт дефицит), поддерживает высокие цены на лекарства, снижает зарплаты младшему медицинскому персоналу, для того, чтобы делать сверхприбыли на человеческом здоровье. BPP считали, что их усилия будут служить наглядной рекламой социализму, при котором бесплатная медицина работает во благо народа, а не буржуазного государства или фармацевтических корпораций.

Одним из аспектов медицинской программы «Чёрных Пантер» стали спорадические вспышки борьбы с наркозависимостью, ставшей в 60-х годах настоящей эпидемией чёрных кварталов. Майкл Табор, один из активистов нью-йоркского отделения партии, до своего вступления в BPP являлся прожженным наркоманом. В 1969 году вместе с несколькими товарищами он был арестован и обвинён в подготовке серии терактов против государственных учреждений. Лишь в 1971 году вся группа за недостатком доказательств была оправдана.

Майкл Табор

Во время своего заключения Табор подготовил брошюру, в которой представил наркоманию как одно из мощнейших средств угнетения капиталистическим государством чёрного сообщества. Табор призвал бороться с этой пагубной зависимостью посредством развития положительной работы в общине, к которой нужно привлекать в том числе и наркоманов, тем самым перековывая их. Это предложение вполне соответствует утверждениям Малькольма Икса о том, что только личное участие в борьбе способно обновить каждого из членов общества американских угнетённых.

Нельзя сказать, что медицинская деятельность BPP проходила без особых проблем. Полиция и ФБР чинили всяческие препятствия развитию программ здравоохранения. К примеру, доктор Смолл лишился своей должности в Оклэндском Госпитале после того, как ФБР информировало администрацию о том, что он сотрудничает с «Чёрными Пантерами». В другой раз бюро осуществило налёт на «Бесплатную клинику имени Джорджа Джексона» в Нью-Йорке, где, по запросу иранской тайной полиции САВАК, арестовало иранского диссидента, добровольно трудившегося в больнице.