Страницы

суббота, 13 ноября 2010 г.

«МОНТОНЕРОС» И СЕЛЬСКАЯ ГЕРИЛЬЯ (Nuestra Historia)


«Революционная Партия Трудящихся – Народная Революционная Армия» (Partido Revolucionario de los Trabajadores – Ejercito Revolucionario del Pueblo – PRT-ERP) после Совместной Декларации, подписанной в Сантьяго де Чили 25 августа 1972 года представителями трёх крупнейших аргентинских революционных движений (FAR-Montoneros-ERP), инициировала серию переговоров с представителями первых двух организаций, которые, тем не менее, не достигли никаких результатов. Главным образом потому, что «Монтонерос» с самого начала своей деятельности позиционировали себя как авангард перонистского движения, который должен привести страну к немарксистскому социализму, в то время как ERP шла по марксистско-ленинистскому пути, отвергая «революционность» перонистского движения и обвиняя его в «склонности к реформизму».


В январе 1974 года после атаки боевиков ERP на военный гарнизон Асуля, организация подверглась резкой критике со стороны «Монтонерос», поскольку в то время конституционным президентом ещё являлся престарелый генерал Хуан Доминго Перон, и «Монтонерос», несмотря на многочисленные расхождения с позицией лидера перонизма, пока отвергали возможность прямой конфронтации с правительством. Ситуация резко изменилась 1 июля 1974: духовный лидер военно-политического движения, генерал Перон, скончался. Отношения с правительством второй жены генерала, Исабель Перон, которое фактически полностью находилось в руках т.н. «правых перонистов» во главе с Лопесом Рега, резко ухудшились. 6 сентября этого же года на пресс-конференции, лидер «Монтонерос» Марио Фирменич официально уведомляет общественность об уходе организации в подполье. В этот же момент снова налажены связи с ERP, крепнущие день ото дня.

Во внутреннем бюллетене ERP, изданном несколько позже, анализируются отношения между двумя организациями:

«…прошло менее шести месяцев после возобновлений контактов на высшем уровне между нашей партией и «Монтонерос», благодаря чему был достигнут значительный прогресс в консолидации революционных сил. Перед нами открываются широкие перспективы совместной деятельности, включая и строительство единой марксистско-ленинистской партии и единой партизанской армии для спасения отечества».


Ещё в конце 1974, по предложению лидера ERP Марио Роберто Сантучо, в провинции Тукуман начинает действовать крупная группировка боевиков этой организации (около ста человек), целью которых становится развёртывание сельской герильи в этом исторически революционном регионе. Боевиками учреждена основная база будущей герильи – т.н. «горный отряд Рамон Роса Хименес».

Прознав про намерения своих новых друзей, «Монтонерос» решают так же расширить свою деятельность в провинции, приняв участие в организации «революционного очага» в горах Тукумана.

В начале 75 года организация выделяет двух наблюдателей, присоединившихся к уже существующему сельскому фронту ERP. Именно этими двумя товарищами внутри партизанской структуры была учреждена «Базовая Боевая Техническая Группа» (UBCL - Unidad Basica de Combate Logistica), поддерживавшая связь с партизанским лагерем «Рамон Роса Хименес» и регулярно снабжавшая герильерос «Народной Революционной Армии» оружием и медикаментами.

В этот же самый момент партизаны ERP переходят к непосредственным боевым действиям: происходят первые столкновения с армейскими патрулями в Санта Люсии, Манчала и Рио Пуэбло Вьехо.


С целью поддержки действий сельских боевиков, «Монтонерос», имевшие довольно значительное присутствие в городах провинции, приступают к осуществлению городских операций, направленных, в первую очередь, против солдат и сотрудников правопорядка, участвующих в мероприятиях по уничтожению партизан ERP. Наиболее громкая акция того периода произошла 28 августа 1975 года, когда «монтонерос» заложили около 150 килограммов тротила в дренажный канал, проходивший вдоль взлётно-посадочной полосы аэропорта «Бенхамин Матьенсо» в Сан Мигель де Тукуман. Во время разгона военного самолёта «Геркулес» С-130, перевозящего на борту 114 бойцов Национальной Жандармерии, прогремел страшный взрыв, в результате которого 6 человек погибли, 29 были ранены.

Другая, не менее дерзкая акция, произошла 5 октября того же года: 6 боевых расчётов «Монтонерос» (в общей сложности – около 50 человек) атаковали в городе Формоза казармы 29 горно-пехотного полка, особо отличившегося в боях с герильерос ERP. В ходе операции были захвачены не только казармы и находившееся в них же офицерское казино, но и городской аэропорт «Эль Пуку», откуда боевики спокойно вылетели на двух самолётах, один из которых (перевозивший захваченное в казармах оружие) был посажен на самодельной полосе в провинции Санта Фе, другой же, лёгкий самолёт «Сесна» сел в чистом поле близ Корьентеса. Несмотря на то, что сами «Монтонерос» оценивали операцию, как «блестяще исполненную», их потери были довольно значительны – 15 комбатантов против 15 убитых солдат.

Подобная «подрывная» активность привела к усилению репрессий со стороны государства. Для борьбы с повстанцами, в Тукуман были переброшены усиленные армейские части. Началась т.н. «Операция Независимость».

К январю 1976 года национальное руководство «Монтонерос» приняло окончательное решение об открытии собственного сельского фронта в горах Тукумана. Тем более, что сложившаяся ситуация позволяла сделать подобный ход: к тому моменту, в зоне действия партизан уже насчитывалось порядка 30 боевиков, 150-200 активистов и бесчисленное множество симпатизантов организации.

Поэтому, «Базовая Боевая Техническая Группа» инициирует создание т.н. «Горной Группы», куда входят люди, приехавшие сражаться из других провинций. Целью создания данной оперативной единицы стала помощь в адаптации прибывших к незнакомым условиям и территории.

Зона будущих действий занимала северо-восточную часть провинции Тукуман (северо-восток Сьерра де Медина и департамент Бурруяку). Весьма скоро здесь была произведена рекогносцировка и подготовлено более 40 мест для будущих схронов и лагерей.

Результатом февральской рекогносцировки 1976 стала неожиданная встреча в лесу между 65 боевиками и 14 солдатами недалеко от Эль Кадильяль. В ходе начавшегося боя были уничтожены несколько членов «Армии Монтонеро», среди которых и Хуан Карлос Альсогарай, сын армейского генерала Хулио Альсогарая, который отличился тем, что участвовал в попытке похищения собственного отца, который в результате начавшейся на улице стрельбы, был ранен.

После раскрытия подготовки к сельской герилье, довольно тяжёлых потерь и уничтожения большей части схронов, «Монтонерос» не смогли восстановить свои силы в провинции, и проект развёртывания партизанской войны в сельской местности был закрыт.

Nuestra Historia # 66