Страницы

суббота, 21 декабря 2013 г.

M-19. Вооружённая пропаганда



3.4. Comandos del Hambre

Основоположниками этой безусловно оригинальной тактики, взятой на вооружение не только M-19, но и практически всеми революционными организациями континента, по праву считаются уругвайские «Тупамарос». Базировавшиеся на методах Робин Гуда, эти акции представляли собой, образно говоря, экспроприацию богатств или материалов у богатых с последующей их раздачей бедным и нуждающимся.

Подобного рода акции являлись одними из первых, к которым приступило M-19 после своего «официального» выхода в свет в 1974 году. Вооружённые команды организации угоняли грузовики с продуктами (курами, шоколадом, молоком и т.д.) или игрушками, сгружали их на оперативные склады, после чего распространяли в народных кварталах и трущобах в качестве выражения своей заботы и солидарности с угнетённым и ограбленным народом. Хайме Батеман называл акции подобного рода явлениями «чистой политики», и они бесспорно способствовало завоеванию симпатий масс.


3.5. Теле и радио саботаж

В свою очередь, зачинателями не имевших до этого аналогии в мировой истории, акций являлись аргентинские «Монтонерос», активно прерывавшие теле и радиовещательные каналы сообщениями собственного «Radio Liberación TV» в течение «Контрнаступления» 78-79 гг. Впоследствии, по континенту разошёлся «Учебник Радио Освобождения», подготовленный технической структурой «Монтонерос», в котором рядовым бойцам разъяснялись вопросы организации и технического обслуживания мобильных теле и радио саботажных установок.

Саботажные действия на вещательных коммуникациях являлись одним из столпов стратегии вооружённой пропаганды M-19. Имевшая широкое распространение, эта тактика отличалась экстравагантностью, творческим подходом, применением инновационных технологий, а так же успешным исполнением поставленных целей: т.е. донесения информации об организации до широких колумбийских масс.

Движение имело технические средства и материалы для прерывания сигналов теле и радиоканалов, передавая в эфир обращения собственной партизанской студии «Radio Venceremos Televisión del M-19». Прерывая вещание в «прайм-тайм», M-19 могло рассчитывать на внимание огромной аудитории, что гарантировало не только успешную передачу сообщений, но и не менее успешный их приём со стороны населения.

Наиболее масштабными действиями подобного рода смело можно назвать серию акций теле и радио саботажа в ноябре 1980 года, посвящённую т.н. «президентской кампании» Хайме Батемана.

Тем не менее, несмотря на развитие своих технических мощностей, M-19 не смогло систематизировать эту свою деятельность, характерную для первого, городского периода борьбы организации. Саботажные действия на информационных каналах носили спорадический характер, и в эпоху отступления движения в джунгли прекратились совсем.


3.6. Захваты информационных учреждений

M-19 не раз осуществляло захваты редакций периодических изданий и радиостанций. Цели подобных действий ясны и понятны: прямое обращение через официальные каналы к массам сограждан. Исполнявшиеся долгое время с завидной регулярностью, после 1985 года подобные акты фактически сошли на нет.

Между 1974 и 1984 M-19 исполнило множество захватов радиостанций и офисов газет национального масштаба. И если смысл атак на радиостудии понятен без объяснений, - т.е. «прорыв» в радиоэфир, - то суть нападений на типографии сводилась к запуску в тираж официальных газет со вставленными туда прокламациями движения. Поэтому, аккуратно выбирая время подписания очередного номера, вооружённые группы захватывали цеха и, вставив в макет собственные материалы, зорко следили за печатью всего тиража.

После стратегического провала «Операции Синий Кит» и арестов участников организации, M-19 запланировало нанесение ответного удара с целью донести до общественности многочисленные факты применения армией и полицией пыток, избиений и внесудебных расправ. Для этого одна из вооружённых групп движения 17 апреля 1979 года захватила типографию общенациональной газеты «El Caleño».

Другой известный захват произошёл 23 апреля 1984 года, когда силами 24 герильерос было осуществлено вторжение в офис издания «El Bogotano». Здесь партизанам удалось выпустить в тираж восемьдесят тысяч экземпляров завтрашней газеты с требованиями о необходимости установления в стране демократии и мира посредством интегрального диалога.



По материалам книги Ginneth Esmeralda Narváez Jaimes «La Guerra Revolucionaria del M-19 (1974 – 1989)».