3.2 Операции
самовооружения
Среди акций подобного рода резко выделяются две операции,
получившие широкую известность и привлекшие внимание средств массовой
информации и вообще всего колумбийского общества.
Одной из них является «Операция Синий Кит», так же известная
под кодовым названием «Операция Колумбия». Суть акции заключалась в проведении
подкопа под расположение гарнизона Северного Кантона в Боготе с целью кражи из
его арсеналов огромного количества оружия. Идея была предложена Луисом Отеро и
Хайме Батеманом. Окончившаяся тактической победой, в стратегическом плане это
был провал для организации.
Операция началась вечером 31 декабря 1978 и продолжалась
весь день 1 января 1979, однако подготовка к осуществлению стартовала гораздо
раньше – за два месяца до этого. Для осуществления акции боевики арендовали два
дома: из подвала первого началось рытьё подземного тоннеля длинной 80 метров,
который должен был выйти на поверхность вблизи арсенала военной части Северного
Кантона, а второй дом, расположенный на севере Боготы должен был служить
складом всего того вооружения, которое удастся похитить.
Стратегической целью данного мероприятия было объявлено «вооружение мобильных сельских отрядов, а
через них – прогрессивных секторов крестьянства, создание оружейного резерва
организации, а так же посылка определённой части оружия в Никарагуа, где оно требуется
народным силам в ходе стратегического наступления против Сомосы». С точки
зрения практики, операция была исполнена безупречно, все действия
осуществлялись в соответствии с ранее разработанным планом, безо всяких
задержек; организация нанесла смелый, дерзкий и решительный удар, в результате
чего в руках герильерос оказалось более пяти тысяч единиц армейского
огнестрельного оружия и бесчисленное количество боеприпасов и амуниции.
Операция в Северном Кантоне до сих пор является одним из самых крупных
похищения оружия в новейшей истории.
Один из "автографов", оставленный на стене арсенала Северного Кантона: "Счастливого Нового Года. С оружием для народа". |
Тем не менее, «Операция Синий Кит» сопровождалась чредой
серьёзных организационных ошибок, которые резюмировала Восьмая Конференция M-19. Руководство отметило,
что в целом акция отличалась крайней недисциплинированностью её участников и
даже неисполнением приказов. Среди наиболее значительных ошибок указывались
следующие:
- Более 100 человек, задействованных в осуществлении
операции на разных её этапах (строительство тоннеля, осуществление кражи,
перевозка, распределение и хранение) не соблюдали конспиративные меры, были
знакомы друг с другом, обменивались информацией, знали откуда прибыло оружие и
где оно будет храниться. Это первая организационная ошибка.
- Вторая ошибка заключалась в том, что люди, отвечавшие за
руководство операцией, должны были вскоре после её осуществления покинуть
столицу, а лучше и страну. Однако Карлос Дуплат, непосредственный руководитель
всей акции, проигнорировал директивы M-19 и остался в Боготе.
- Третья ошибка заключалась в недооценке врага и переоценке
сил герильи, поэтому мало кто ожидал, что правительство способно дать достойный
ответ на столь дерзкую вылазку. В 1980 году Батеман указывал, что реакция государства
«была в 30 раз мощнее, чем мы ожидали».
Действительно, после столь оскорбительного удара по престижу
вооружённых сил, генералы отчаянно пытались найти организаторов и исполнителей акции,
развязав в стране одну из самых жестоких репрессивных кампаний,
сопровождавшихся пытками и убийствами. Мало-помалу, распутывая клубки связей
арестованных, правительству удалось схватить практически всех участников и
руководителей «Операции Синий Кит».
Таким образом, баланс этой блестяще проведённой операции,
благодаря сотням арестованных властями боевиков M-19, среди которых было несколько
ключевых руководителей герильи, а так же тысячам единиц изъятого оружия,
всё-таки склонился в сторону государственной машины.
Помимо «Операции Синий Кит», в течение второго полугодия
1981 года M-19
осуществила ещё одну свою широко известную операцию, смысл которой заключался в
покупке на европейском чёрном рынке огромного количества оружия и боеприпасов и
дальнейшей переброской его морским путём в Колумбию.
Эта последняя операция стоила M-19 громадных денег: на неё ушло более
миллиона долларов, из которого 800 тысяч внесло непосредственно «Движение 19
апреля», а остальные двести тысяч были получены со стороны других колумбийских
партизанских групп, так же остро нуждавшихся в оружии и амуниции.
Столь активная деятельность по поиску оружия объяснялась
тем, что, перейдя к стратегии «быстрой сельской герильи», организация
стремилась вооружить как можно больше своих членов, а так же сочувствующие
сектора крестьянства и братские организации (такие, как «Вооружённое Движение
Кинтин Ламе»), дабы расширять политику дестабилизации.
В тот момент, когда M-19 исполнило свою первую операцию на сельском фронте, в её
распоряжении имелось около трёхсот мужчин и женщин, вооружённых исключительно
старыми ружьями или вообще самодельными орудиями, сфабрикованными из труб.
Южный Фронт, несмотря на своё громкое название, имел лишь три винтовки. Парадокс
заключался в том, что в этот же момент в руках движения сконцентрировались
значительные денежные суммы, полученные путём похищений и ограблений банков.
Эти средства решено было пустить на приобретение оружия за рубежом с
последующей переправкой его в Колумбию по морю, на закупленном специально для
этой цели судне.
Отношение к осуществлению этой акции со стороны M-19 было откровенно разгильдяйским:
полагая, что самой важной частью её является непосредственная сделка,
руководители совершенно не позаботились о найме опытного экипажа, об оплате
портовых расходов, о снабжении судна хорошим мотором, об изготовлении фиктивной
документации и т.д. Операция была полна ошибок, ошибок диких и совершенно
инфантильных. К примеру, сами участники рейса вообще ничего не смыслили в
морской административной работе, что явствует из следующей декларации:
«Я не преувеличиваю,
когда говорю, что мы, например, вообще не знали о том, что простое пребывание
«Карины» в доке требовало каждодневной и весьма высокой оплаты. Мы не ведали
про платные услуги поставщиков пресной воды и продовольствия, про услуги
прачечной, про необходимость закупки амортизирующих материалов. Т.е. запчастей,
такелажа, цепей, канатов, дерева… Или что каждая дозаправка будет стоить нам
двенадцать тысяч долларов».
Батеман, со своим весёлым характером и спокойным методом
решать любые проблемы, сопровождал весь ход операции. После того, как кончились
выделенные организацией деньги, он с энтузиазмом принялся изыскивать новые
средства для того, чтобы завершить начатое.
Участники операции подвергались нападениям со стороны
пиратов, терпели убытки от воровства в портах, вынуждены были откупаться от
таможенных чиновников, а кроме того, понесли огромные расходы от аварии судна,
так как по достижении берегов Панамы, более-менее опытная команда матросов списалась
с судна и непосредственно в Колумбию его должны были вести сами члены M-19. Что из этого
получилось, известно – недалеко от побережья «Карина» села на мель.
Потратив на ремонт последние деньги, партизаны решили
доставлять оружие на родину по частям, используя более мобильный моторный
катер, но и он потерпел крушение. Для спасения операции, герильерос сумели
угнать другое судно под названием «Zar», на котором часть оружия была успешно переброшена в
колумбийский департамент Гуахира.
Однако удачной эту операцию назвать никак нельзя. Расходы и
длительность операции в разы превышали все предварительные расчёты.
Организационные ошибки множились по мере приближения к берегам Латинской
Америки в геометрической прогрессии. В итоге, к колумбийскому побережью было переправлено
лишь 25% изначально имевшегося груза: то самое оружие, которое было перевезено
в Гуахиру. Чуть позже, весь этот багаж был переброшен с помощью украденного
самолёта «Aeropesca» в департамент
Какета, где действовал Южный Фронт организации. Совершив аварийную посадку на
реке Ортегуаса, партизаны сумели передать своим сельским соратникам около 300
винтовок FAL и тысячи
патронов к ним. Однако ещё свыше 250 винтовок попали в руки армейских патрулей,
с которыми разгрузочная команда случайно столкнулась в окрестностях реки.
Само судно «Карина» не вызывало никакого доверия ещё на
стадии пребывания в различных панамских портах. К этому добавлялась
катастрофическая нехватка топлива, а так же то, что некоторые участники
операции уже начали распространяться о том, что трюм корабля заполнен оружием.
Поэтому колумбийские пограничные службы были заранее осведомлены о таинственном
грузе, и как только отремонтированная «Карина» пересекла Панамский канал,
начали её преследование. Стремясь предотвратить катастрофу, партизаны попытались
пристать к берегу залива Сан-Хуан на Тихом океане, дабы выгрузить здесь оружие,
однако недалеко от Пунта Чарамбира, департамент Чоко, «Карину» перехватил
пограничный катер колумбийских ВМС «Себастьян де Белалкасар». После двухчасовой
морской погони, сопровождавшейся артиллерийской и автоматной стрельбой, Батеман
отдал приказ потопить корабль со всем его грузом, дабы он не был захвачен
властями.
С момента отплытия «Карины» из ФРГ 4 июля 1981 года и все последующие
4 месяца, операция сопровождалась бесчисленными проблемами. Неопытность
экипажа, огромные траты на всём пути и множество военных и организационных
ошибок, привели не только к практическому краху, но и падению морального и
политического авторитета организации. Если бы M-19 удалось исполнить задуманное
мероприятие, оно бы стало одним из самых важных шагов на пути к стратегическому
увеличению боевой мощи организации, к ошеломительному расширению внутреннего
колумбийского конфликта; к превращению M-19 в наиболее мощную вооружённую организацию страны.
Провал рейса «Карины» стал вторым мощным ударом по престижу
движения за последние полгода, поскольку в апреле 1981 года армия уже захватывала
грузовик, доверху заполненный оружием. Оно было необходимо партизанам для
исполнения оккупации города Мокоа, столицы департамента Путумайо, известного во
всей Колумбии как житница «чонтадурос», - плодов персиковой пальмы. Поэтому
руководством было решено скрыть оружие под слоем фруктов, что в итоге привело к
большой беде: один из патрульных солдат решил полакомиться спелыми фруктами,
совершенно случайно обнаружив под ними подозрительные свёртки.
По материалам книги Ginneth Esmeralda Narváez Jaimes «La Guerra Revolucionaria del M-19
(1974 – 1989)».