Страницы

суббота, 26 декабря 2015 г.

ЭТА.8.V Ассамблея



Очередная Ассамблея была проведена в условиях обострившейся внутренней полемики. Долго зревшие противоречия между сторонниками различных тенденций, связанные с размытой идеологической платформой ЭТА, привели к изгнанию незадолго до начала Ассамблеи лидера одного из внутренних течений, «обрериста» Пачи Итурриоса.

Ночью 7 декабря 1966 года в загородном домике в Гастелу собрались представители различных секторов и аппаратов организации. Хотя приверженцы Итурриоса утверждали, что руководство сознательно стремится уничтожить «обреристскую» линию, правдой было то, что на собрании не присутствовали делегаты из французской части Страны Басков, а так же представители Внешней Делегации, злейшие враги «обреристов».


Собрание практически сразу же началось со скандала: сторонники Итурриоса заявили, что Ассамблея не может начаться без его присутствия, на что представители Исполнительного Комитета парировали, что Итурриос изгнан из рядов организации и его присутствие не требуется. Всю ночь длились яростные споры по этому вопросу и лишь к утру проголосовавшее большинство, - 42 человека, - приняло решение о начале собрания. 12 сторонников Итурриоса заявили о бойкоте Ассамблеи, демонстративно перейдя в соседний зал.

Ассамблея проходила под председательством «Чаби» Эчебаррьета и его брата Хосе Антонио, - руководителей тенденции «революционного национализма», - которые и контролировали все происходившие дебаты. Отсутствие представителей «обреристкой» линии не помешало собранию рассмотреть программу, сформулированную ещё Политическим Отделом, под названием «За революционную баскскую левую», суть которой заключалась в создании объединённого революционного социалистического движения пролетарской гегемонии, которое посредством профсоюзного действия будет проводить линию «революционных реформ», оттеснив вооружённую борьбу на задний план.

В ответ на это перед собранием со своим докладом выступил Хосе Антонио Эчебаррьета, критикующий позиции Политического Отдела, именующий их утопическими, пацифистскими и эклектичными; наивно надеющимися свергнуть фашизм с помощью реформ. Зачитывание доклада заняло 95 минут, после чего начались жаркие споры, продолжавшиеся весь день и завершившиеся решением об официальном исключении Политического Отдела из рядов организации по обвинению в «легалистском и испаньолистском ревизионизме» и «противостоянии революционной линии ЭТА».

Помимо выступления Эчебаррьета, собрание заслушало ещё четыре доклада точно такого же содержания: с критикой «обреристов» и развитием теорий, совмещавших революционный марксизм с баскским национализмом.

Остальное время было посвящено обсуждению идеологических итогов Ассамблеи, которые будут отражены в документе «Идеологические Позиции V Ассамблеи», под редакцией «Чаби» Эчебаррьета. В течение следующих недель в журнале «Zutik» опубликованы 4 короткие статьи, отображающие эти позиции. В них впервые было введено словосочетание «Трудящийся Баскский Народ», который, согласно ЭТА, является мотором социальных преобразований и процесса национального освобождения, и который составляют все те, кто трудится в Стране Басков.

Тем временем, потерпевшие поражение сторонники Итурриоса, недолго думая, оформляются в новую организацию. Несмотря на отдаление от исторических позиций ЭТА, они посчитали в праве сохранить за собой символ, окрестив новую формацию ЭТА-Berri (Новая ЭТА), в то время как «традиционная» ЭТА соответственно именовалась ЭТА-Zaharra (Старая ЭТА).

Группа продемонстрировала завидную динамику развития в первые моменты после образования. То, что ранее в их руках находился журнал «Zutik», позволило им продолжать публиковаться под этим заголовком: таким образом, в течение следующих лет одновременно выходило в свет два журнала с одним и тем же названием. Ранее развитая деятельность в профсоюзах так же содействовала быстрому росту организации за счёт привлечения рабочих, хотя она так и не смогла превратиться в действительно массовое движение.

Вслед за избранием нового руководства, куда вошли Итурриос, Эухенио дель Рио, Эррека и другие, был издан весьма критичный документ, в котором старая ЭТА именовалась мелкобуржуазным и радикально-националистическим движением. В 1967 году к ЭТА-Berri присоединился «Профсоюзный Альянс Трудящихся» (Alianza Sindical de Trabajadores), выросший из Социальных Школ, учреждённых иезуитами, который затем, под влиянием марксистских речей «новых этаррас», преобразовался в «Революционную Организацию Трудящихся» (Organización Revolucionaria de Trabajadores), одну из наиболее активных групп в течение 70-х.

В первых номерах журнала «Zutik» ЭТА-Berri пыталась подогнать свои позиции к исторической линии ЭТА, цитируя, например, ранние публикации «Zutik», хотя основной темой статей по-прежнему являлось рабочее движение и ситуация в Испании. Однако по мере того, как «старая» ЭТА уклонялась влево, поток желающих присоединиться к ЭТА-Berri иссяк. Спустя 2 года, деятели ЭТА-Berri вынуждены были констатировать, что различия между ними и «старыми этаррас» практически исчезли, поэтому более нет причин сохранять за собой название, пытаясь вовлечь в орбиту влияния сторонников «националистической левой». В связи с этим, было принято решение отказаться как от названия организации, так и от названия журнала, последний номер которого под именем «Zutik» вышел в свет в августе 1969.  

С этого момента организация публично выступает под именем «Коммунистического Баскского Движения» (Euskadiko Mugimendu Komunista), или просто «Коммунистов» (Kommunistak). В 1972 году движение объединяется с другими коммунистическими группами страны для того, чтобы дать жизнь «Коммунистическому Движению Испании», находившемуся под сильным влиянием маоистских идей.

Что до «старой» ЭТА, то после проведения V Ассамблеи она должна была собрать ещё одно специальное совещание, на котором необходимо было утвердить программу конкретных действий. И такой небольшой съезд состоялся между 21 и 26 марта 1967 года в доме духовного обучения в Хетарии, принадлежащем иезуитскому ордену, где присутствовало 40 делегатов, 18 из которых принимали участие в Ассамблее. Несмотря на «чистку рядов» от «обреристов», это собрание стало отправной точкой противостояния между двумя другими тенденциями – сторонниками «исторического» национализма ЭТА («васкистами» или «этнокультуралистами») и приверженцами революционного национализма новой школы, совмещавшей в себе марксистские и националистические веяния («терсермондистами» или «антиколониалистами»).

«Этнокультуралисты» выставили на суд общественности два документа, посвящённые критике революционно-националистической фракции. В частности, и здесь особым нападкам подвергалась концепция вооружённой борьбы: заявлялось, что условия Страны Басков весьма отличаются от условий стран Третьего Мира, поэтому стоит сконцентрировать усилия не на развитии вооружённого действия, как это предлагают «терсермондисты», а на усилении политической работы с массами, используя, в том числе, и легальные лазейки. Сама же вооружённая борьба должна быть вовсе отброшена как неподходящая идея для захвата власти.

Кроме того, дабы предупредить дальнейшие расколы, «этнокультуралисты» предложили преобразовать ЭТА в политическую федерацию, то есть в Национальный Фронт, объединённый политической программой, устраивающий все входящие в него силы. Несмотря на то, что в разработке этих текстов принимали участие авторитетные исторические лидеры ЭТА, они не нашли никакой поддержки у молодых членов собрания.

В конечном итоге, этот съезд квалифицировал ЭТА как Социалистическое Баскское Движение Национального Освобождения и определил её идеологию как Революционный Национализм. Структура организации была разделена на 4 фронта: Культурный, Политический, Военный и Социал-Экономический (так же известный как Рабочий Фронт). ЭТА выступает за формирование Национального Фронта, не исключая вхождение в него и мелкобуржуазных сил, однако ведущую роль этого фронта должен играть пролетариат. Так же был подтверждён в качестве программного документ «Теоретические основы Революционной Войны» с его концепцией «Действие-Репрессии-Действие», и избран новый Исполнительный Комитет.

После V Ассамблеи группа «этнокультуралистов» во главе с «Чиллардеги», потерпевшая поражение, покидает организацию, обвинив её в превращении в «марксистско-ленинскую группу экстремистов», далёких от идеологии баскского национализма, с которыми подлинные патриоты Страны Басков не могут иметь ничего общего.

На самом деле, ЭТА действительно использовала марксистский материализм как метод анализа и соответствующие ему термины, однако она никогда не объявляла себя ни марксистско-ленинской, ни коммунистической организацией, но исключительно социалистической. Это позволило организации развить более динамичное действие, не замыкаясь в марксистском догматизме. Развитие мировой ситуации привело к тому, что часть ЭТА действительно защищала марксизм, однако в целом организация использовала скорее ультрареволюционную социалистическую фразеологию, за что подвергалась обвинениям со стороны коммунистов в «мелкобуржуазности».