Очередная Ассамблея была проведена в условиях обострившейся
внутренней полемики. Долго зревшие противоречия между сторонниками различных
тенденций, связанные с размытой идеологической платформой ЭТА, привели к
изгнанию незадолго до начала Ассамблеи лидера одного из внутренних течений,
«обрериста» Пачи Итурриоса.
Ночью 7 декабря 1966 года в загородном домике в Гастелу
собрались представители различных секторов и аппаратов организации. Хотя приверженцы
Итурриоса утверждали, что руководство сознательно стремится уничтожить
«обреристскую» линию, правдой было то, что на собрании не присутствовали
делегаты из французской части Страны Басков, а так же представители Внешней
Делегации, злейшие враги «обреристов».
Собрание практически сразу же началось со скандала:
сторонники Итурриоса заявили, что Ассамблея не может начаться без его
присутствия, на что представители Исполнительного Комитета парировали, что
Итурриос изгнан из рядов организации и его присутствие не требуется. Всю ночь
длились яростные споры по этому вопросу и лишь к утру проголосовавшее
большинство, - 42 человека, - приняло решение о начале собрания. 12 сторонников
Итурриоса заявили о бойкоте Ассамблеи, демонстративно перейдя в соседний зал.
Ассамблея проходила под председательством «Чаби» Эчебаррьета
и его брата Хосе Антонио, - руководителей тенденции «революционного
национализма», - которые и контролировали все происходившие дебаты. Отсутствие
представителей «обреристкой» линии не помешало собранию рассмотреть программу,
сформулированную ещё Политическим Отделом, под названием «За революционную
баскскую левую», суть которой заключалась в создании объединённого
революционного социалистического движения пролетарской гегемонии, которое посредством
профсоюзного действия будет проводить линию «революционных реформ», оттеснив
вооружённую борьбу на задний план.
В ответ на это перед собранием со своим докладом выступил Хосе
Антонио Эчебаррьета, критикующий позиции Политического Отдела, именующий их
утопическими, пацифистскими и эклектичными; наивно надеющимися свергнуть фашизм
с помощью реформ. Зачитывание доклада заняло 95 минут, после чего начались
жаркие споры, продолжавшиеся весь день и завершившиеся решением об официальном
исключении Политического Отдела из рядов организации по обвинению в
«легалистском и испаньолистском ревизионизме» и «противостоянии революционной
линии ЭТА».
Помимо выступления Эчебаррьета, собрание заслушало ещё
четыре доклада точно такого же содержания: с критикой «обреристов» и развитием
теорий, совмещавших революционный марксизм с баскским национализмом.
Остальное время было посвящено обсуждению идеологических
итогов Ассамблеи, которые будут отражены в документе «Идеологические Позиции V Ассамблеи»,
под редакцией «Чаби» Эчебаррьета. В течение следующих недель в журнале «Zutik» опубликованы 4
короткие статьи, отображающие эти позиции. В них впервые было введено
словосочетание «Трудящийся Баскский Народ», который, согласно ЭТА, является
мотором социальных преобразований и процесса национального освобождения, и
который составляют все те, кто трудится в Стране Басков.
Тем временем, потерпевшие поражение сторонники Итурриоса,
недолго думая, оформляются в новую организацию. Несмотря на отдаление от
исторических позиций ЭТА, они посчитали в праве сохранить за собой символ,
окрестив новую формацию ЭТА-Berri
(Новая ЭТА), в то время как «традиционная» ЭТА соответственно именовалась ЭТА-Zaharra (Старая
ЭТА).
Группа продемонстрировала завидную динамику развития в
первые моменты после образования. То, что ранее в их руках находился журнал «Zutik», позволило им
продолжать публиковаться под этим заголовком: таким образом, в течение
следующих лет одновременно выходило в свет два журнала с одним и тем же
названием. Ранее развитая деятельность в профсоюзах так же содействовала
быстрому росту организации за счёт привлечения рабочих, хотя она так и не
смогла превратиться в действительно массовое движение.
Вслед за избранием нового руководства, куда вошли Итурриос,
Эухенио дель Рио, Эррека и другие, был издан весьма критичный документ, в
котором старая ЭТА именовалась мелкобуржуазным и радикально-националистическим
движением. В 1967 году к ЭТА-Berri
присоединился «Профсоюзный Альянс Трудящихся» (Alianza Sindical de Trabajadores),
выросший из Социальных Школ, учреждённых иезуитами, который затем, под влиянием
марксистских речей «новых этаррас», преобразовался в «Революционную Организацию
Трудящихся» (Organización Revolucionaria de Trabajadores), одну из наиболее
активных групп в течение 70-х.
В первых номерах журнала «Zutik» ЭТА-Berri
пыталась подогнать свои позиции к исторической линии ЭТА, цитируя, например,
ранние публикации «Zutik»,
хотя основной темой статей по-прежнему являлось рабочее движение и ситуация в
Испании. Однако по мере того, как «старая» ЭТА уклонялась влево, поток желающих
присоединиться к ЭТА-Berri
иссяк. Спустя 2 года, деятели ЭТА-Berri вынуждены были констатировать, что различия между ними и «старыми
этаррас» практически исчезли, поэтому более нет причин сохранять за собой название,
пытаясь вовлечь в орбиту влияния сторонников «националистической левой». В
связи с этим, было принято решение отказаться как от названия организации, так
и от названия журнала, последний номер которого под именем «Zutik» вышел в свет в августе 1969.
С этого момента организация публично выступает под именем
«Коммунистического Баскского Движения» (Euskadiko Mugimendu Komunista), или
просто «Коммунистов» (Kommunistak).
В 1972 году движение объединяется с другими коммунистическими группами страны
для того, чтобы дать жизнь «Коммунистическому Движению Испании», находившемуся
под сильным влиянием маоистских идей.
Что до «старой» ЭТА, то после проведения V Ассамблеи она должна была собрать ещё
одно специальное совещание, на котором необходимо было утвердить программу
конкретных действий. И такой небольшой съезд состоялся между 21 и 26 марта 1967
года в доме духовного обучения в Хетарии, принадлежащем иезуитскому ордену, где
присутствовало 40 делегатов, 18 из которых принимали участие в Ассамблее.
Несмотря на «чистку рядов» от «обреристов», это собрание стало отправной точкой
противостояния между двумя другими тенденциями – сторонниками «исторического»
национализма ЭТА («васкистами» или «этнокультуралистами») и приверженцами
революционного национализма новой школы, совмещавшей в себе марксистские и
националистические веяния («терсермондистами» или «антиколониалистами»).
«Этнокультуралисты» выставили на суд общественности два
документа, посвящённые критике революционно-националистической фракции. В
частности, и здесь особым нападкам подвергалась концепция вооружённой борьбы:
заявлялось, что условия Страны Басков весьма отличаются от условий стран
Третьего Мира, поэтому стоит сконцентрировать усилия не на развитии
вооружённого действия, как это предлагают «терсермондисты», а на усилении
политической работы с массами, используя, в том числе, и легальные лазейки.
Сама же вооружённая борьба должна быть вовсе отброшена как неподходящая идея
для захвата власти.
Кроме того, дабы предупредить дальнейшие расколы, «этнокультуралисты»
предложили преобразовать ЭТА в политическую федерацию, то есть в Национальный
Фронт, объединённый политической программой, устраивающий все входящие в него
силы. Несмотря на то, что в разработке этих текстов принимали участие
авторитетные исторические лидеры ЭТА, они не нашли никакой поддержки у молодых членов
собрания.
В конечном итоге, этот съезд квалифицировал ЭТА как
Социалистическое Баскское Движение Национального Освобождения и определил её
идеологию как Революционный Национализм. Структура организации была разделена
на 4 фронта: Культурный, Политический, Военный и Социал-Экономический (так же
известный как Рабочий Фронт). ЭТА выступает за формирование Национального
Фронта, не исключая вхождение в него и мелкобуржуазных сил, однако ведущую роль
этого фронта должен играть пролетариат. Так же был подтверждён в качестве
программного документ «Теоретические основы Революционной Войны» с его
концепцией «Действие-Репрессии-Действие», и избран новый Исполнительный
Комитет.
После V
Ассамблеи группа «этнокультуралистов» во главе с «Чиллардеги», потерпевшая
поражение, покидает организацию, обвинив её в превращении в
«марксистско-ленинскую группу экстремистов», далёких от идеологии баскского
национализма, с которыми подлинные патриоты Страны Басков не могут иметь ничего
общего.
На самом деле, ЭТА действительно использовала марксистский
материализм как метод анализа и соответствующие ему термины, однако она никогда
не объявляла себя ни марксистско-ленинской, ни коммунистической организацией,
но исключительно социалистической. Это позволило организации развить более
динамичное действие, не замыкаясь в марксистском догматизме. Развитие мировой
ситуации привело к тому, что часть ЭТА действительно защищала марксизм, однако
в целом организация использовала скорее ультрареволюционную социалистическую
фразеологию, за что подвергалась обвинениям со стороны коммунистов в
«мелкобуржуазности».