Страницы

четверг, 24 мая 2012 г.

История VPR. Глава 4.


4. Подрывная ячейка в 4 Пехотном полку

Официальное заявление о зачислении в армию, поданное выпускником военной академии в Агульяс Неграс Карлусом Ламаркой в декабре 1960, было удовлетворено. Ламарка зачислен в штат 4 Пехотного полка в Китауна, штат Сан-Паулу.

Здесь Ламарка очень скоро становится лидером среди молодых офицеров. Наиболее близко он сходится с сержантом Дарси Рибейру, пришедшим в армию в 1962 году после окончания Сержантской Школы. Рибейру так рассказывает об этих отношениях:

«…с того времени наши контакты носили, скажем так, в основном политический характер /…/ в разговорах мы часто поднимали тему вооружённой борьбы, хотя в ту эпоху мы рассматривали её только в виде спонтанных действий угнетённых…»


Тем не менее, эти отношения не были долгими, и охватывали, главным образом, период массовой политизированности эпохи правления Жоао Гуларта. Рассчитывая на продвижение по службе, вскоре Ламарка подаёт заявление на перевод во 2 Пехотный полк, в составе которого 13 месяцев он несёт службу в Секторе Газа в составе миротворческих сил ООН. Вернувшись в Бразилию, в октябре 1963 года он был переведён в 6 Отделение Армейской Полиции в Порту-Алегри, Риу-Гранди-ду-Суль.

Карлус Ламарка

После ареста 26 ноября 1964 года бывшего капитана ВВС Альфреду Рибейро Даудта, ответственного за исполнение «Операции Щегол», запланированной в Монтевидео группой революционных националистов во главе с Лионелем Бризолой, лейтенант Ламарка, занимавшийся охраной узника, весьма прохладно относился к своим обязанностям, в результате чего Даудт не только имел неограниченные встречи с глазу на глаз со своим адвокатом, но и сумел передать на волю некоторые важные сведения, позволившие избежать массовых арестов среди потенциальных участников операции. За проявленную халатность следственным отделом военной полиции против Ламарки было возбуждено уголовное дело, которое, однако, не сумело доказать преступный умысел. Тем не менее, после всей этой истории, лейтенант по собственному желанию переведён в Сан-Паулу.

Вернувшись в родной 4 Пехотный полк, Ламарка возобновляет контакты с Дарси Рибейру. К тому времени сержант Рибейру стал уже закалённым противником пришедшей к власти военной хунты: он уже два раза подвергался дисциплинарному наказанию за участие в различных актах неповиновения старшим офицерам. Именно в гарнизонной тюрьме он знакомится с будущими боевиками «Националистического Революционного Движения», такими как Онофре Пинту и Рауль Суарес. В конце 1967, начале 1968, остатки разгромленного правительством Движения, объединившись с диссидентами из POLOP, дают жизнь новой революционной организации – «Народному Революционному Авангарду».

К этому времени Ламарка уже наладил контакты с Карлусом Маригеллой и некоторыми членами маоистской Коммунистической Партии Бразилии. Очарованный концепциями  «Национально-Освободительного Действия», и готовый встать на путь герильи, Ламарка так же предлагает Рибейру присоединиться к боевой структуре ALN. В августе 68 оба товарища вновь встречаются, и Рибейру выказывает желание примкнуть не к ALN, а к VPR, во главе которого стоит его давний друг Онофре Пинту. Ламарка тотчас же заинтересовался этой новой группой милитаристов.

После встречи с Пинту, капитан Ламарка и сержант Рибейру окончательно интегрируются в организацию и разворачивают активную деятельность по формированию в казарме полка подрывной ячейки VPR. Через некоторое время эти двое обеспечили «Народный Революционный Авангард» многочисленными внутренними армейскими пособиями по стрельбе, работе со взрывчатыми веществами, тактике саботажа и т.д. Все эти документы, а так же множество топографических карт местности, было украдено или скопировано Дарси Рибейру, работавшим в канцелярии полка.

Дарси Рибейру

Все попытки расширить ячейку фактически потерпели фиаско: революционером удаётся завербовать лишь капрала Жозе Мариане Феррейра Алвеса и солдата Карлуса Роберту Занирату.

Мариане однажды признался Рибейру, что, проживая в Фосс-де-Игуасу, он подделал своё свидетельство о рождении, прибавив лишние два года, потому что, когда в 16 лет он ушел из дома, у него возникли серьёзные проблемы с трудоустройством. Разговор плавно перетёк в политическую сферу, Мариане принялся проклинать правительство, продающее родину иностранцам, доводящее собственных граждан до нищеты, подавляющее любое социальное недовольство под видом борьбы с «коммунистической угрозой». В нужный момент Рибейру сообщил, что в полку есть ещё один человек, разделяющий его идеи, и пригласил присоединиться к их маленькой группе.

С вербовкой Занирату вообще не возникло никаких проблем. Сержант Питтоли, служивший во втором отделении армейской полиции, поведал Рибейру, что Занирату симпатизирует левым идеям и находится из-за этого под наблюдением. Дарси принялся следить за поведением Занирату, и, после нескольких проверок идейной твёрдости, пригласил его принять участие в работе подрывной ячейки.

В ноябре месяце, не достигнув более успехов в деле вербовки сторонников, Ламарка окончательно решает порвать связи с армией и уйти в подполье для борьбы с правительством. Все трое его товарищей, после некоторых сомнений, поддерживают этот шаг. Но перед своим демаршем, они решают ограбить арсенал 4 Пехотного полка.

Стоит заметить, что к тому моменту Ламарка и Рибейру уже успели украсть со склада 2 тысячи винтовочных, 50 автоматных и 30 револьверных патронов. На этот раз они решили унести как можно больше, чтобы надолго обеспечить организацию оружием и боеприпасами.