Страницы

вторник, 29 мая 2012 г.

История VPR. Глава 9.


9. «Раскольнический Конгресс»

После «Конференции о слиянии», июль и август 1969 прошёл в приготовлениях к I Национальному Конгрессу VAR-P, позднее ставшему известным как «Раскольнический Конгресс». Шла редакция тезисов, а так же проводились предварительные региональные совещания для выбора делегатов.


Между тем, 29 июля VAR-P потерял двух своих ключевых идеологов: в перестрелке с полицией на бензоколонке в квартале Барра Фунда погибают делегаты от «Диссидентского крыла БКП Сан-Паулу» Фернанду Боржес де Паула Феррейра, который был застрелен непосредственно на месте, и Жуан Домингус да Силва, умерший чуть позже от полученных ранений. В бою комбатантам удалось тяжело ранить трёх агентов полиции, а так же управляющего станцией.

Фернанду Боржес де Паула Феррейра

Что касается тезисов Конгресса, то со стороны экс-боевиков VPR было представлено два документа, выражавших резко фокистскую позицию, презирающую работу с массами и делавшую основную ставку на вооружённое действие: это «Вооружённый Авангард и Массы на первом этапе революции», так же известный как «тезис Джамиля» и написанный Владиславом Довбором, и «Стратегический Район – Мобильная Партизанская Колонна», подготовленный Карлусом Ламаркой и Жуаресом Гимарайесом де Бриту под воздействием идей теоретика Сузуо Озавы.

В то же время, политическая комиссия, составленная из бывших боевиков COLINA, подготавливает документы «Тезис о тактике» и «Политика и Организация», выражающие антимилитаристские позиции и защищающие социалистическую линию. Так же в среде сторонников данных позиций циркулируют публикации под заглавиями «Стратегия», «Революционная война», «Международная ситуация, Латинская Америка и национальные реалии» и «Вклад в развитие массовой линии», подготовленные региональной группой из Риу-Гранди-ду-Суль. В ответ на тезисы Довбора, экс-активисты «Команд Национального Освобождения» Альваро Артур ду Корту Лемос Нету пишет эссе «Восстание в нашей стратегии согласно товарищу Джамилю».

В ходе Специальной Конференции Перемещённых Лиц был так же выставлен на обсуждение документ «Революция и фокизм» под редакцией Аполу Эринжера Лисбоа, в котором усиливается критика идеи мобильных партизанских колонн и защищается тезис о необходимости действия малых иррегулярных групп герильерос, тесно связанных с массовым движением; именно деятельность этих ячеек станет основой для будущей революционной армии.

В середине августа 1969 года начали прибывать первые делегаты конгресса, проходившего в доме в Тересополисе. Присутствовали шесть членов Главного Руководства VAR-P и девять делегатов, избранных региональными конференциями. Жозе Раймунду да Коста и Селсу Лунгаретти, представшие как делегаты от Сан-Паулу, должны были быть «избраны» на предварительном собрании, которое так и не состоялось по причинам безопасности. Их кандидатуры не были приняты общим голосованием, и, в течение шести дней Конгресс должен был ждать, когда конференция изберёт новых делегатов от Сан-Паулу.

На Конгрессе отсутствовал Владислав Довбор, чьи стратегические документы вызывали наиболее острую полемику.

В течение 20 дней 33 делегата превратили то, что станет позже известным под названием I Национальный Конгресс VAR-P, в настоящий балаган. Мало того, что некоторые из боевиков, такие как Клаудиу де Суза Рибейру, получив передышку в революционной войне, предались пьянству. Острые политические дискуссии, царившие на собрании, нередко перерастали в драки и даже перестрелки.

Кроме того, в ходе обсуждений был выявлен крайне низкий уровень политической подготовки самих руководителей и делегатов.

Уже в самом начале совещания возникли трения и непонимание в деле подведения баланса под делом объединения и функционирования структуры VAR-P. Делегаты раскритиковали «Конференцию о слиянии», прошедшую без консультаций с рядовым составом обеих организаций, и не приняли решений о структурировании новой группы.

В ходе дискуссий, посвящённых стратегии и тактике, сформировались три позиции: первая, позиция большинства, защищала тезисы, выдвинутые в документах экс-боевиков  COLINA, заключавшиеся в проведении линии социалистической революции, ведении вооружённой борьбы с одновременным присутствием на селе, в рабочем движении и некоторых народных секторах. Вторая позиция, позиция меньшинства, защищала милитаристскую линию, базировавшуюся на «Тезисе Джамиля», где военный аспект превалировал над политическим, и создание мобильной партизанской колонны в сельской местности являлось главной целью. Третью позицию выражал изолированный Аполу Эринжер Лисбоа, который голосовал как против первых, так и против вторых.

«Большинство» занималось поисками логических ответов, поставленных современностью, в то время как «меньшинство» продолжало гнуть экстремистскую линию, полагая, что только непосредственно революционная война может дать ответы на все вопросы. Типичным примером царившей на конгрессе атмосферы является демарш 5 сентября, когда один из бывших боевиков VPR, узнав о похищении в Гуанабаре американского посла, прервал очередную сессию, яростно крича, что «Пока мы тут обсуждаем документы, люди делают революцию!».

В ночных дискуссиях, посвящённых тактике, выкристаллизовалась диссидентская позиция, выражавшаяся т.н. «Группой семи» во главе с Карлусом Ламаркой. Чуть позже, благодаря непримиримым различиям, «Группа семи» покинула Конгресс, приняв решение о неприятии слияния двух организаций и восстановлении VPR.

Итак, раскол состоялся. VAR-P и «Группа семи» мирно пришли к соглашению о разделе имущества: «раскольники» получали 10% денег и 60% имеющегося оружия.

После удаления диссидентов, руководство VAR-P провело ещё одну сессию по вопросу о выборе новых провинциальных руководящих органов, после чего решено было приостановить Конгресс на 10 дней из-за проблем с безопасностью, возникших после ухода «Группы семи».

Между тем, несколькими днями спустя, внутри VAR-P произошёл новый раскол, известный под названием «Демарш четырёх», и выраженный в документе «Революционная линия». Четверо во главе с Лисцтом Бенжамином Виейра, выпустившим памфлет «Никто не отрицает необходимость Колонны», приняли решение покинуть организацию, забрав с собой часть принадлежащих им денег и оружия. В дальнейшем, они присоединяться к «Группе семи» и воскресшему «Народному Революционному Авангарду».

В первые дни октября организацию поразил новый кризис, начавшийся после публикации документа «Принципы единства и оппортунизм». Руководство срочно назначило комиссию для диалога с диссидентами, собравшимися в баре в отеле «Пайнейрас» в Тижуке (Рио-де-Жанейро). Т.н. «Группа двенадцати» требовала отдать им имя VAR-Palmares, мотивируя это «международной известностью названия». На это руководство организации не пошло, возразив, что название VAR-P уже принято базовыми элементами структуры. Затем оппозиционная группа осудила решение конгресса о справедливом распределении средств между организацией и отколовшейся группой Ламарки, заявив, что материалы должны быть разделены пропорционально участию в вооружённых акциях. Следовательно, VPR получил просто царский подарок. Диссиденты настаивали на том, чтобы группа Ламарки забрала только то, что её принадлежало до объединения. В любом случае, «Группа двенадцати» требовала возвращения большей части денег и оружия.

В следующие месяцы после «Раскольнического Конгресса» развернулась яростная борьба за души между двумя организациями. В сентябре, до раскола, VAR-P имел около 300 боевиков по всей стране. В конце 1969 года около сотни продолжали оставаться в рядах организации, сотня уже сидела в тюрьме, третья сотня присоединилась к VPR.

Таким образом, VAR-P не оправдал возложенных надежд и не смог стать крупнейшей вооружённой революционной организацией Бразилии.