Возникновение MAR
«Движение революционного действия» родилось в тюрьме «Лемос де Бриту», в городе Рио-де-Жанейро, благодаря группе заключённых, среди которых преобладали бывшие солдаты, осужденные за неподчинение властям и участие в бурных событиях, последовавших за реакционным переворотом 1964 года.
Воспользовавшись некоторыми привилегиями, оказываемыми политическим заключённым в тюрьме Рио-де-Жанейро, Марку Антониу да Силва Лима совместно с другими шестью заключёнными, создаёт группу для борьбы с правящим режимом.
Арестанты, отличавшиеся большой дисциплинированностью и спокойствием, на горе тюремной администрации, ею же были направлены на работу на ключевые посты учреждения. Марку Антониу и Жозе Адеильдо Рамос трудились в юридической секции Правового Отдела, в непосредственном контакте с охранниками, сотрудниками, юристами, стажёрами, адвокатами и посетителями тюрьмы, многие из которых (посетителей) сами являлись «подрывными элементами». Авелину Биони Капитани и Антониу Дуарте дус Сантус работали в социальном отделе и тюремном госпитале соответственно. Бывший сержант ВВС Антониу Престес де Паула трудился в Департаменте Биопсихологии тюрьмы «Диас Морейра».
Дабы расширить свой круг влияния, группа работала в тесном контакте с обычными заключёнными, обещая организовать им побег. Таким образом, «революционерам» удалось завербовать множество заключённых-служащих хозяйственного блока и местного госпиталя.
Но движение не намерено было ограничивать себя исключительно тюремными стенами. За пределами пенитенциарного учреждения, при содействии бывшего боевика «Националистического Революционного Движения» Флавиу Тавариса, были организованы «внешние группы», приступившие к организации побега основных руководителей и активистов тюремного движения.
В ноябре 1968 Таварис заручился поддержкой четырёх элементов, прибывших из Сан-Паулу с целью развития городской герильи в Рио-де-Жанейро. Таким образом, из этих четырёх товарищей, являвшихся бывшими боевиками «Народного Революционного Авангарда» Карлуса Ламарки, была сформирована «Группа Сан-Паулу».
Через бывшего заключённого Жозе Гонсалвеса де Лима, революционеры «Лемос де Бриту» получили членство в ячейке «Бразильской Коммунистической Революционной Партии» профсоюза «Коллективной Транспортной Компании Гуанабара». Этой ячейкой, известной как «Группа Маллет» (поскольку её заседания проходили на улице Маллет), руководил Жозе Феррейра Кардозу.
Между тем, внутри тюрьмы Марку Антониу да Силва Лима превратил помещение юридической секции Правового Отдела фактически в штаб-квартиру подрывной группы, где, в присутствии местных товарищей, формация и получила своё весьма тенденциозное название – «Движение Революционного Действия». Наглость заключённых «революционеров» не имела предела – заседавшие товарищи не только прикладывались к кофейным автоматам для сотрудников учреждения, но и открыто использовали телефоны для связи с соратниками на свободе.
Основными целями движения были определены организация массового побега и последующее развёртывание герильи в регионе Консейсан де Жакарей, близ Ангрия-дус-Рейс, в Рио-де-Жанейро.
Помилование члена группы Педру Франса Вьегаса 18 декабря 1968, а так же сотрудничество, предложенное стажёром Сиржиу Лусиу де Оливейра и Круз, обозначило активизацию подготовительных действий, направленных на организацию побега.
Подготовка к побегу
Преисполненное решимости осуществить бегство из «Лемос де Бриту», руководство группы приняло решение осуществить ряд экспроприаций за счёт «внешних групп» для финансирования данной акции.
Первое ограбление было реализовано в 16:30 19 марта 1969 года, когда группа из семерых боевиков под руководством Флавиу Тавариса напала на отделение «Рабочего Банка» в Минас-Жерайс и похитила более 37 тысяч крузейро, оставив на месте преступления революционные прокламации, подписанные именем «Освободительной Армии за освобождение страны» (Exército libertador para libertar o país). Этой акции предшествовал угон автомобиля ночью 17 числа, который был использован в ходе штурма.
Экспроприированные деньги были разделены на две части: половина должны была быть пущена на нужды MAR в Рио-де-Жанейро, другая половина была передана «Исследовательской Группе» Сан-Паулу, действовавшей в рамках «Национально-Освободительного Действия» (ALN) Карлуса Маригеллы.
Отпраздновав успех своей первой вооружённой акции, боевики движения приступили к непосредственной подготовке тюремного побега.
Помилованный Педру Франса Вьегас, во время своего тюремного заключения успел установить контакты с некоторыми сотрудниками учреждения, которые, получив заманчивые обещания о вознаграждении, согласились посодействовать бегству политических заключённых.
Профессор юридического отдела Жулиу Сезар Буэну Брандау дал согласие на передачу в пользование боевикам своего грузовика Rural Willys, на котором предполагалось перевезти беглецов в безопасное место непосредственно из города. Другой юрист, Жулиу Сезар Сенра Баррус, так же начал сотрудничать с движением, предоставив свою квартиру на Губернаторском острове Жозе Дуарте дус Сантусу, брату заключённого Антониу Дуарте, для проведения различных встреч, связанных с планированием операции.
Третий служащий правовой конторы, Антониу Сержиу де Маттос, напрямую присоединился к MAR и так же оказывал помощь в планировании побега.
Опасаясь нехватки финансовых ресурсов, 5 мая 1969 года MAR осуществляет своё второе вооружённое ограбление, экспроприировав в «Национальном Бразильском Банке» более 19 тысяч крузейро. Атака была совершена тем же составом, участвовавшим и в первой акции, правда теперь к боевикам присоединился Жарбас де Силва Маркес, хороший приятель Флавиу Тавариса и так же бывший боевик «Националистического Революционного Движения».
Подготовка к побегу перешла в активную фазу.
Педру Франса Вьегасу, связавшемуся с «Группой Маллет», удалось завербовать нескольких товарищей с целью организации в сельской местности партизанского очага, где и должны были скрыться беглецы. Луиз Мариу Нери был назначен ответственным за перевозку заключённых к избранному месту, которое располагалось в регионе Серра де Жакарей. Бенедиту Луис Антунес, охранник тюрьмы «Лемос де Бриту», сагитированный коммунистами из «Группы Маллет», взял на себя работу по обеспечению прикрытия и «заметанию следов», которые могли привести полицию в эту сельскую область.
Жозе Ферейра Карадозу провёл ряд встреч с участием местных коммунистов с целью привлечения новых элементов, необходимых для организации широкой партизанской борьбы.
Тюремный надзиратель Натерса Пассос обязался не только прикрыть на некоторое время пропажу заключённых из тюрьмы, но и обеспечить их оружием.
Кроме того, в ходе подготовительной работы, к группе примкнули и ещё несколько ключевых персонажей, в том числе адвокат Флора Фрис, её двоюродная сестра Дженни Вайтсман, экс-служащий «Banco do Brasil» Мурилу Меллу и другие.
Планы разрабатывались на оперативных совещаниях, проходивших в апартаментах Флавиу Тавариса на улице Пайссанду. Сержиу Лусиу и Эдвальду Селестину да Силва, являвшиеся шофёрами предстоящего побега, были проинформированы о главных маршрутах следования. Перед «Группой Сан-Паулу» была поставлена задача ликвидации вооружённого поста, расположенного за пределами тюрьмы. Муриу Меллу взял на себя ответственность непосредственного вывоза группы заключённых из тюрьмы после нейтрализации вооружённой охраны.
К середине мая 1969 года все приготовления к побегу были полностью завершены.
Побег из тюрьмы «Лемос де Бритту»
Наконец, пришёл день запланированной акции – 26 мая 1969, понедельник.
Этим утром стажёр Жулио Сезар Сенра Баррус передал сотруднику тюремного учреждения Натерса Баррусу пакет, в котором находились три револьвера 38 калибра. Не вызывая никаких подозрений, Натерса передал бандероль Марку Антониу, после чего тот распределил оружие: себе, Антониу Престусу де Паула и Авелину Биони Капитани. Все участники были проинформированы, что операция начнётся в 17:30.
День прошёл гладко, и царившее в среде заговорщиков напряжение не передалось другим обитателям тюрьмы.
Незадолго до намеченного времени, используя возможность свободного перемещения в здании учреждения, в помещении Правового Отдела собрались девять заключённых, готовых приступить к действию.
Около 17:30 близ здания тюрьмы, аккурат перед центральным входом, паркуется автомобиль, за рулём которого находится Эдвальду Селестину да Силва.
По сигналу Марку Антониу, группа заключённых бегом направляется через административное здание к выходу. На пути у них встаёт тюремный охранник Аильтон де Оливейра, который пытается вытащить пистолет, дабы остановить бегство. Но сделать это ему не удаётся – Авелину Биони Капитани расстреливает стража. Получив ранения в голову и руку, тот умер в больнице через пять дней.
На помощь Аильтону поспешил другой охранник, Жорже Феликс Барбоса, сопровождавший в этот момент в тюремный госпиталь нескольких заключённых. Даже будучи безоружным, он, тем не менее, кинулся наперерез беглецам, и так же был расстрелян Капитани, получив два ранения, - в шею и в голову, - к счастью оказавшихся не смертельными.
Ещё один тюремный надзиратель, Вальтер де Оливейра Перейра, пытаясь остановить преступников, был нейтрализован ударом приклада в голову.
Девять беглецов наконец вырываются на свободу и загружаются в ранее припаркованный здесь автомобиль. Напоследок Антониу Дуарте дус Сантус берёт у водителя револьвер и разряжает всю обойму в сторону центрального выхода из учреждения, откуда уже пытаются выбегать поднятые по тревоге полицейские. Эти выстрелы вызвали ранение совершенно случайно оказавшегося здесь гражданина – Жуан Диас Перейра, сотрудник электрической кампании, был тяжело ранен в живот. Оставляя за собой четыре окровавленных тела, заключённые наконец покидают место происшествия.
В этот момент солдат, несущий вахту в будке недалеко от центрального входа, пытается предотвратить побег: выбежав на тротуар, он направляет в сторону автомобиля боевиков свой автомат INA, но оружие, неожиданным образом, выпадает из его рук. Удивительно, но это было для него большой удачей: четверо комбатантов «Группы Сан-Паулу», рассредоточенные в разных местах небольшой площади перед тюрьмой, уже вытащили свои пистолеты, готовясь расстрелять военного, в случае, если тот откроет огонь.
Эдвальду Селестину да Силва привёз всех бывших заключённых на задний двор госпиталя «Святой Франсиско Ассизский», где их уже поджидал грузовик Педру Франса Вьегаса и два автомобиля прикрытия. Согласно ранее разработанному плану, соблюдая все меры предосторожности, боевики направились к региону Консейсан де Жакарей, куда и прибыли той же ночью.
Достигнув нужного места, пассажиры выпрыгнули из автомобиля и направились под руководством Луиза Мариу Нери, в лес. Водители же без проблем вернулись в Рио-де-Жанейро.
После трёхдневного похода по сельве, революционеры достигли одинокой лачуги, где их поджидал Жозе Сабину Гомес Барбоса. Именно здесь, в этом доме, прозванном «Кабиной Жаку», располагался центр будущего партизанского очага. Именно здесь предстояло организовать партизанский лагерь обучения и затем, в соответствии с разработанными ещё в тюрьме планами, распределить маленькие партизанские группы по всему региону.
Акции MAR
Марку Антониу да Силва Лима ранее прошёл усиленный курс обучения тактикам партизанской войны на Кубе, и вернулся в Бразилию, насквозь пропитанный концепциями континентальной партизанской войны, выдвигаемыми «Организацией Латиноамериканской Солидарности» (OLAS). Именно ему принадлежала идея организации партизанского очага MAR в сельской местности.
Приняв фокистскую концепцию вооружённой борьбы, тем не менее, боевики MAR испытывали сильное влияние Маригеллы. Лидер ALN, в ходе своих частых визитов в Рио-де-Жанейро, связался с Флавиу Таварисом и определил направленность будущих действий движения: подчёркивая первостепенную важность развёртывания герильи в сельской местности, Маригелла утверждал, что вооружённая деятельность в городе должна иметь лишь тактический характер и быть направлена только на то, чтобы создать все условия для начала герильи непосредственно в деревне. Однако, между подходом MAR и концепциями ALN были значительные расхождения: если MAR ссылались в своей стратегии на идею «партизанского очага», то Маригелла говорил о мобильной партизанской войне, без создания каких-либо баз.
Успешно создав «эмбрион будущей партизанской армии» в Консейсан де Жакарей, активисты MAR продолжили реализацию грабежей банков с целью финансовой поддержки незаконной структуры. Для этого была создана специальная «Группа действия» (Grupo de Ação), в которую входили девять боевиков.
10 июня 1969 года MAR осуществляет свой третий налёт на банк: из финансового агентства «Ramos do União» боевики изъяли более 33 тысяч крузейро.
В этот же момент «Группа Маллет» пытается наладить материально-техническую поддержку базы в Консейсан де Жакарей: используя грузовик «Kombi», Жеральду Симоес де Араужу привозит партизанам еду и одежду.
Тяжёлая и неудобная партизанская жизнь, тем временем, приводит к дезертирству трёх человек: Антониу Престес де Паула и Роберту Сьетту, не адаптировавшись к бродячей жизни в лесу, возвращаются в Рио-де-Жанейро и присоединяются к группе ограбления банков, заменив, тем самым, двух ушедших в лес соратников. Их товарищ, Жозе Андре Боржес, скрытно убежав из лагеря, заблудился в сельве, и, после недели блужданий, сумел-таки вернуться в город, где так же примкнул к боевикам-грабителям.
В ходе «адаптации» партизанского отряда, особо выделялся Авелину Биони Капитани, легко приспособившийся к трудностям походной жизни, используя опыт, полученный ранее в ходе участия в попытке развёртывания герильи «Националистическим Революционным Движением» Лионеля Бризолы.
Продолжая попытки решить свои финансовые проблемы, девять боевиков «Группы Действия» осуществили четвёртое ограбление MAR: 18 июня 1969 они экспроприировали в «Торгово-Промышленном Банке» Сан-Паулу более 43 тысяч крузейро.
После этого грабежа, группа решает приступить к более активным действиям. С помощью матроса Жорже Медейроса ду Вале, Элиу Феррейра Режу удаётся похитить из армейского арсенала большую партию карабинов М1 30 калибра. Оружие перевозится на конспиративную квартиру в квартале Бенту Рибейру.
Параллельно с этим, Флавиу Таварис находит контакт с бывшим полковником Николаем Жозе де Сейхас, который передаёт ему несколько автоматов времён Второй Мировой войны.
Это оружие частью было отдано группе, занимавшейся ограблениями банков, другая же часть пошла на усиление огневой мощи «партизанского очага».
Усиленная приходом Антониу Престеса де Паула и Роберту Сьетту, «Группа Действия» 18 июля нападает на финансовое агентство «Piedade», принадлежащее «Национальному Банку», и уносит оттуда около 19 тысяч крузейро.
После этого нападения, «Группа Сан-Паулу» (четыре боевика) покидает ряды MAR и отправляется в Уругвай. Чуть позже Леонсиу Кейруж Майя бежал оттуда в Италию. Уилсон Насименту Барбоса был арестован в Монтевидео в сентябре 1969 вместе с уругвайцем Мильтоном Хулио Валенсуэла по обвинению в причастности к нападениям, осуществленным местной организацией «Тупамарос»: он будет выдан Бразилии, а в октябре 1970 году его обменяют на захваченного левыми террористами швейцарского посла.
Между тем, своим чередом шла подготовка к партизанской войне в Консейсан де Жакарей. Во главе с Марку Антониу да Силва Лима и Авелину Биони Капитани, бойцы маршируют по сельве, часто меняя дислокацию своего лагеря, и проводят стрелковые тренировки.
Уверенные в будущем успехе партизан, Флавиу Таварис и Жозе Дуарте дус Сантус приступили к планированию впечатляющих акций.
В первую очередь, необходимо было освободить Жорже Медейроса ду Вале, который был арестован военной полицией за похищение оружия. Однако, запланированное нападение на военную комендатуру так и не было исполнено, ввиду скорого крушения революционной структуры под ударами правоохранительной системы.
Разгром MAR
7 августа 1969 года боевики MAR осуществили шестое ограбление банка: в Сан-Паулу было экспроприировано финансовое агентство «Vista Alegre», откуда было изъято около 50 тысяч крузейро. Изменив своей прежней традиции, в этот раз вместо девятерых, в операции участвовали только семеро товарищей.
Во время бегства с места преступления, «Фольксваген», за рулём которого находился Флавиу Таварис, был перехвачен мобильным полицейским патрулём. В ходе погони, сотрудникам правоохранительных органов удалось пробить выстрелами одну из шин, после чего машина остановилась. Флавиу выскочил из салона, и, оставив двух своих товарищей на произвол судьбы, убежал. Жозе Андре Боржес и Жозе Дуарте дус Сантус так же покинули автомобиль. Выпустив из автомата очередь по полицейским, двое товарищей пустились наутёк. Однако путь привёл их прямо в тупик. Загнанный в угол, Жозе Дуарте схватил игравшего здесь же 4-летнего ребёнка и пригрозил убить его, если полицейские не уберутся прочь. Но спустя несколько мгновений, совершенно деморализованные, оба боевика сложили оружие.
Уже на следующий день в апартаментах Флавиу Тавариса на улице Пайссанду сыщиками был проведён обыск, в ходе чего найдено оружие, используемое «Группой Действия» в ходе серии банковских ограблений.
Сам Таварис был схвачен через два дня на другой конспиративной квартире, расположенной, что удивительно, на этой же улице Пайссанду.
Тем временем, задержанный Жозе Дуарте дус Сантус поведал полиции о подготовке партизанского отряда в регионе Консейсан де Жакарей. Немедленно в сельскую область был отправлен отряд морской пехоты, перед которым была поставлена задача уничтожения всех объектов, предположительно принадлежащих партизанам.
Очень скоро действующие в регионе боевики MAR поняли, что на них ведётся охота, и предприняли ответные меры. 12 августа возле одной из хижин на морских пехотинцев была устроена засада. В ходе начавшегося боя, в ногу был серьёзно ранен Педру Франса Вьегас, который чуть позже был арестован в Лидисе. Остальным удалось уйти.
Капитани и Жозе Адеильду Рамос сумеют найти приют в Пенье, в местном сельском соборе, откуда они шлют панические просьбы о помощи ячейке «Бразильской Коммунистической Революционной Партии» (PCBR) в Рио-де-Жанейро.
Вскоре обоим удаётся добраться до города, где они встречают Марку Антониу да Силва Лима и Антониу Престеса де Паула. Сумев скрыться с помощью товарищей из PCBR, 17 декабря 1969 года революционеры таки дают о себе знать: они принимают участие в нападении на банк «Sotto Mayor» в Праса ду Карму. В ходе начавшейся на выходе перестрелки с полицейским патрулём, Авелину Биони Капитани убивает сержанта Жоеля Нуньеса.
В первой половине 1970 года, после репрессий, обрушившихся на структуру «Бразильской Коммунистической Революционной Партии», Капитани вместе с Антониу Дуарте дус Сантусом бежит на Кубу.
Марку Антониу да Силва Лима погибнет 13 января 1970 года на улице Иньянга в Рио-де-Жанейро, в ходе вооружённого сопротивления аресту. Его подруга, активистка PCBR Анжела Камаргу Сейхас, была ранена в живот при попытке применить своё оружие. В этом уличном бою получили так же ранения двое армейских сержантов.
Жозе Мишель Годой, последний из сельских партизан MAR, блуждавший в одиночестве по джунглям более месяца, был арестован 2 сентября 1969 так же в городке Лидисе.
Роберту Сьетту был арестован в Рио-де-Жанейро 4 сентября после короткой автомобильной погони, во время которой его машина врезалась в забор, и покончил жизнь самоубийством вечером того же дня.
«Группа Маллет» практически в полном составе, за исключением задержанных Франсиску де Оливейра Родригеса и Луиса Мариу Нери, съехала в Уругвай, где товарищи и получили политическое убежище.