2. Диссиденты Гуанабары
В процессе внутренней борьбы, в 1966 году при Университетском Комитете Бразильской Коммунистической Партии в Рио-де-Жанейро выделяется фракция молодых диссидентов, пламенно критикующих «умеренных реформаторов» из БКП, не имеющих воли встать в прямую и открытую оппозицию военному правительству.
В феврале 1967 года в летнем домике в городе Петрополис «фракция» проводит своё первое совещание, результатом которого становится полный разрыв с Коммунистической Партией и образование «Диссидентского крыла Гуанабары» (Dissidência da Guanabara – DI/GB).
На первой конференции «Диссидентского Крыла», организация сформулировала свою политическую линию через выпуск весьма неопределённого «базового документа». Поддерживая Коммунистическую Партию Китая в её борьбе против ревизионизма, DI/GB, тем не менее, утверждало, что это не обозначает «потерю критического мышления по отношению к ошибкам китайских коммунистов, особенно – ошибкам во внешней политике». Поддерживая «Организацию Латиноамериканской Солидарности» (OLAS), в то же время утверждалось, что «это не означает полного принятия программы и политики данной организации».
Здесь же была сформулирована и стратегическая концепция социалистической революции в Бразилии, состоявшая из четырёх фаз:
1) Бразилия находится на первом этапе этой концепции: подготовке вооружённой борьбы;
2) В рамках второго этапа по всей стране создаются «партизанские очаги»;
3) «Полномасштабная партизанская война», «восстания в городе и деревне», создание «городских вооружённых команд» - всё это признаки наступления третьей фазы борьбы за социалистическую революцию;
4) Четвёртую фазу венчало «всеобщее стратегическое наступление».
В 1967 году внутри «Dissidência da Guanabara» идёт энергичный процесс политической борьбы, усиливающий разногласия в группе. Для того чтобы найти выход из тупика, в декабре 1967 в католическом монастыре Петрополиса проходит вторая конференция «Диссидентского крыла Гуанабары», в ходе которой были определены три внутренние тенденции.
Победившая группа, во главе с Даниелем Аароном дус Рейс Филью, куда так же входили Владимир Пальмейра и Стюарт Эдгард Анжель Джонс, стояла на более-менее умеренных позициях, проповедуя единство организации, для чего предлагалось усилить работу внутри студенческих секторов Рио-де-Жанейро. Через несколько месяцев группа радикально пересмотрела свои позиции, полностью приняв милитаристскую концепцию «фокизма».
Стюарт Эдгард Анжель Джонс |
Вторая группа, известная как «Группа фокистов», придерживалась милитаристской тенденции, выступая за отказ от партийной схемы в угоду создания «партизанских очагов». Возглавляли эту проигравшую в дебатах фракцию Жорже Эдуарду Сааведра Дуран и Сержиу Эмануэль Диас Кампус. Как ни странно, но эта группа «диссидентов внутри диссидентского крыла», спустя некоторое время займёт критическую позицию по отношению к своим прошлым воинственным идеям.
Третья группа, под руководством Рене Луиса Ложери де Карвалью, Марку Антониу Коста де Медейроса и Жорже Эмилиу Бонета Гуйлайна, симпатизировала «Революционной Тенденции» внутри Бразильской Коммунистической Партии. Несколько позже фракция станет одним из столпов, на котором будет построена «Революционная Коммунистическая Партия Бразилии» (PCBR) в Рио-де-Жанейро.
Разделение, произошедшее на второй конференции, заставило DI/GB усилить свою работу в студенческом движении, главной силой которого являлся «Городской Студенческий Союз» (União Metropolitana de Estudantes) Федерального Университета Рио-де-Жанейро.
Таким образом, «Диссидентское Крыло» разворачивает свою агитацию в университете, особо усиливая её в ходе беспорядков 68 года.
Студенческое движение становится крупнейшим источником вербовки боевиков: на факультетах действуют несколько «Групп обучения» (Grupos de Estudo - GE), и две «Предпартийные организации» (Organismo Parapartidãrio - OPP).
«Группы обучения» рассматривались как первичный этап привлечения сторонников из студенческой среды. Члены GE изучали марксизм-ленинизм, кубинские революционные концепции, а так же обсуждали международные и бразильские политические события.
Наиболее успешные «аспиранты» «переводились» в «Предпартийную организацию», которая непосредственно доводила до неофитов политическую линию, цели и задачи DI/GB. Обладавшие автономной структурой, OPP тем не менее подчинялись решениям «Диссидентского крыла». После принятия оперативного псевдонима, дисциплины и программы организации, а так же достигнув определённого уровня политической подготовки, человек непосредственно трансформировался в полноценного члена DI/GB.
Массовые аресты на подпольном студенческом конгрессе в Ибиуне в октябре 1968 года, где были схвачены в том числе и два ключевых персонажа организации (Владимир Пальмейра и Франклин де Суза Мартинс), дали понять «Диссидентскому крылу», что само по себе легальное Студенческое Движение не является революционной силой, но лишь периферией этой силы, и оно не способно самостоятельно достичь поставленных целей. Внутри DI/GB окончательно торжествует концепция милитаризма, требующая начать немедленную подготовку к вооружённому выступлению. Происходит формирование первой оперативной вооружённой группы, куда входят пять человек под руководством Даниеля Аарона дус Рейс Филью.