Страницы

пятница, 24 декабря 2010 г.

УБИЙСТВО АНАСТАСИО СОМОСЫ (Nuestra Historia)



Антикоммунизм Сомосы

Генерал Анастасио Сомоса Дебайле, президент Никарагуа, являлся закоренелым антикоммунистом и большим другом Соединённых Штатов. Вместе со своим старшим братом Луисом (президентом Никарагуа с 1956 по 1967) Анастасио пламенно поддержал свержение прокоммунистического правительства Хакобо Арбенса Гусмана в Гватемале: переворот, устроенный Соединёнными Штатами. Так же династия Сомоса долгое время оказывала всестороннюю дипломатическую поддержку в Организации Объединённых Наций китайскому националисту Чан Кайши в его борьбе против коммунистического Китая.  


Анастасио Сомоса
В ходе подготовки вторжения на Кубу группы антикоммунистов, стремившихся в начале 60-х, при поддержке США, свергнуть правительство Фиделя Кастро, братья Сомоса предоставили им, по просьбе североамериканцев, военную базу в Пуэрто Кабесас (Никарагуа), откуда сформированная антикоммунистами «Бригада 2506» в 1961 году и отправилась освобождать Кубу от кастристов. Эта поддержка привела к тому, что Фидель Кастро объявил обоих родственников своими персональными врагами и, в последующем, активно помогал марксистским повстанцам из «Сандинистского Фронта Национального Освобождения» (FSLN) деньгами, информацией, оружием и обучением.

Отличился Анастасио и пламенной поддержкой звероподобных «антикоммунистических» режимов Дювалье на Гаити, Мендеса Монтенегро и Ариана Осорио в Гватемале.

Во внутренней политике Анастасио, как и его старший брат, отмечался большой жестокостью, преследуя мнимых и настоящих коммунистов просто повсюду. За время его правления в Никарагуа был осуществлён самый настоящий геноцид; политические противники диктатора подвергались изощрённым пыткам и казням – четвертованию, гарроте, растерзанию дикими зверями.

Джимми Картер в 1977 году занял пост президента Соединённых Штатов, размахивая флагом «защиты прав человека по всему миру». К тому времени в большинстве стран латиноамериканского региона воцарились антинародные военно-гражданские хунты, яростно боровшиеся, по приказу Соединённых Штатов, против «внутреннего врага» и «красной угрозы». Но теперь времена изменились, и наиболее одиозный диктатор континента, Анастасио Сомоса, утерял доверие США. В январе 1978 года в Никарагуа поднялось вооружённое восстание, возглавленное сандинистами. Потеряв поддержку Соединённых Штатов, Анастасио Сомоса, не справившись с народным гневом, бежал из страны 17 июля 1979 года.

Сперва он прибыл во Флориду, откуда чуть позже переехал на Багамские острова (США), надеясь, что ещё сможет вернуться в Никарагуа, поскольку тогдашний американский посол Лоуренс Пеццуло сообщил Сомосе, что его возвращение на родину дело ближайших шести месяцев. Пеццуло говорил, что после прихода к власти нового гражданского правительства, народ успокоится, и США сумеет договориться с новым режимом о возвращении диктатора. Однако никаких переговоров не последовало – Джимми Картер бросил бывшего верного слугу Америки на произвол судьбы.

У Сомосы не было другого выбора, кроме как обратиться к своему старому соратнику по борьбе с «коммунистической угрозой», президенту Парагвая Альфредо Стресснеру, который гостеприимно принял экс-диктатора. Сомоса поселился в Асунсьоне, получив, в соответствии с международным правом, статус «политического беженца». Бывший президент тщательно следил за событиями, происходившими в новой Никарагуа. Через год после своего бегства, он опубликовал книгу «Преданная Никарагуа», в которой детально рассказывал о крушении своего режима и о предательстве со стороны Вашингтона.

За два месяца до своего убийства, Анастасио Сомоса переслал более миллиона долларов в Гондурас, для того, чтобы финансировать создание первой контрреволюционной группировки «Демократическая Сила Никарагуа» (Fuerza Democrática Nicaraguense – FDN), которая, в большинстве своём, была составлена из бывших бойцов Национальной Гвардии, скрывшихся в этой стране. Сомоса приободрился – он действительно верил, что настанет день, и он вернётся на родину победителем. Он решил бескомпромиссно бороться с коммунистами из своего убежища в Парагвае.

При помощи чиновников режима Стресснера, генералу Сомосе удалось получить дом в одном из самых престижных районов столицы – на проспекте Генерала Франсиско Франко, сегодня переименованном в проспект Испании.

Горриаран Мерло и сандинисты

Бойцы ERP в Никарагуа
Группа «Народной Революционной Армии» (ERP), возглавляемая членами «Хунты Революционной Координации» Уго Ирурсуном (капитаном «Сантьяго») и Энрике Горриараном Мерло (команданте «Рамоном»), состояла примерно из пятидесяти аргентинских боевиков, принимавших участие в последнем «стратегическом наступлении» FSLN в составе “Интернациональной Колонны» Южного Фронта. Практически сразу же после взятия власти Революционным Советом Национальной Реконструкции, внутри этого аргентинского контингента, осевшего в Манагуа, начали разрабатываться планы убийства Анастасио Сомосы.

После утверждения плана, Директория «Сандинистского Фронта Национального Освобождения» выделила значительную сумму денег (в разных источниках, сумма варьируется от 60 до 80 тысяч долларов) для осуществления операции в Парагвае.

Сандинисты прекрасно знали о готовящейся операции. Сомоса был их главным и смертельным врагом, последним представителем династии, унижавшей народ Никарагуа более 40 лет. Кроме того, бывший президент имел на своих счетах значительные суммы денег, которые могли быть потрачены на финансирование контрреволюционных сил, представлявших большую опасность для нового правительства.

Обучение команды террористов в Колумбии

15 января 1979 года на арендованной ферме, расположенной в двух часах езды от Боготы, началось обучение команды боевиков, избранных для исполнения акции.

Военные курсы включали в себя обучение стрельбе из самого различного оружия и тренинг приёмов разведки и контрразведки, которые были проверены на практике в столице Колумбии под контролем опытного Горриарана. Кроме того, боевики изучали карате и практиковали тяжёлую атлетику.

Занятия занимали по 8 часов в день, шесть дней в неделю. Курсы продолжались в течение более трёх месяцев, за время которых окончательно была утверждена команда, на чьи плечи возлагалось исполнение убийства бывшего диктатора.

В Парагвае. Подготовка к операции (март-август)

В марте 1980 года четверо аргентинцев (два мужчины и две женщины) прибыли в Асунсьон на самолёте из Бразилии. С помощью разведывательных методов была определена городская зона, а затем и сам дом, где проживал Сомоса.

Далее боевики приступили к детальному изучению жизни будущей жертвы: были установлены обычное маршруты Сомосы, расписание его дня, расположение охраны и т.д. Через некоторое время одному из аргентинцев удалось, с помощью взятки, устроиться работать в расположенный в 150 метрах от дома экс-диктатора киоск, и теперь наблюдение стало практически непрерывным: над объектом был установлен абсолютный визуальный контроль. Боевики даже сумели однажды ночью «проводить» Сомосу до роскошного ресторана, куда он отправился провести время в компании своей новой подруги Диноры Сампсон.

В июле месяце один из боевиков отправился в Аргентину для того, чтобы перевезти в Парагвай оружие, предназначенное для исполнения операции: винтовку FAL, два пистолета «Браунинг» 9 мм, взрывчатку, детонаторы и гранаты. Кроме того, вероятно из Никарагуа, заговорщиками были получены противотанковый гранатомет РПГ-2 советского производства, два пистолета-пулемёта «Ingram» с глушителями и две винтовки M-16. Всё это было перемещено из Посадаса (Аргентина) в Энкарнасьон (Парагвай) сухопутным контрабандным путём под видом запчастей. В Асунсьоне всё оружие было спрятано в тайниках, расположённых в домах, где жили боевики.

Последние приготовления (август – сентябрь)

Одна из девушек, входивших в группу, с помощью денег, полученных из Манагуа, арендовала роскошную резиденцию (в которой, между прочим, в своё время останавливался Хулио Иглесиас во время визита в Парагвай) рядом с домом Сомосы на проспекте Генерал Франсиско Франко, и напротив дороги, по которой обычно ездили автомобили бывшего диктатора.

После нескольких дней неопределённости (Сомоса куда то запропастился из города), 15 сентября, после его возвращения, была проведена общая встреча, на которой принято решение о переходе к непосредственному исполнению вооружённой акции.

Подготовив грузовик и два автомобиля, оружие, фальшивые паспорта и портативные радиостанции, группа, после рассмотрения деталей операции и последующего побега, приготовилась к покушению, запланированному на следующий день.

Убийство и побег

Утром 16 сентября грузовик, в соответствии с заранее утверждённым планом, в начале проспекта Испания врезался в автомобиль местного жителя, полностью блокировав движение.


Белый «Мерседес» Сомосы вынужден был остановиться прямо напротив арендованного боевиками дома: именно оттуда Энрике Горриаран открыл огонь из винтовки M-16. Так как машина не была бронированной, ему сразу же удалось убить шофёра. Услышав выстрелы, охранники Сомосы выбежали из его дома и попытались встать на защиту своего начальника, однако Горриаран встретил их плотным огнём, не дав приблизиться к автомобилю. В этот момент Ирурсун выстрелил из гранатомёта, но не попал. Немедленно после этого был выпущен второй снаряд, который, угодив в машину, вызвал сильный взрыв, полностью разрушив транспортное средство. Анастасио Сомоса Дебайле был убит. Вместе с ним погиб и его финансовый консультант, колумбиец Джо Байтинер.

Группа успешно отступила, однако Ирурсун решил вернуться в арендованный дом, чтобы забрать забытые там четыре тысячи долларов. Увидев его, свидетели произошедшего преступления указали полиции на боевика. Произошла короткая перестрелка, в ходе которой Ирурсун погиб. Остальным членам ERP при поддержке парагвайских коммунистов удалось избежать начавшейся облавы и покинуть страну.

Nuestra Historia № 76