Страницы

суббота, 10 ноября 2012 г.

Неофициальная история FPMR. Расследование



4.5. Расследование

Тотчас же после первых известий о нападении, в Сантьяго было введено чрезвычайное положение и объявлен комендантский час. Десятки людей были арестованы CNI, в том числе общественные и политические лидеры. Следственную группу возглавил прокурор Фернандо Торрес Силва, который после успешного расследований нападения на хлебопекарню «Lautaro» (когда была вскрыта сеть поддержки FPMR в одном из столичных католических приходов) и операции в Каррисаль Бахо, стал настоящим экспертом по FPMR.

Различные полицейские отделы так же подключились к розыску участников нападения. Детективы группы «Ягуар» уже имели сведения о некоторых важных фигурах организации, которые были собраны воедино в специальном докладе Следственной бригады по борьбе с грабежами от 1986 года.


Одним из главных достижений сыщиков «Ягуара» была идентификация Сесилии Магни Камино, «команданте Тамары», которая к тому моменту уже находилась в розыске за организацию подрывов высоковольтных вышек. Так же ими был выявлен особняк в Ла Обра, использовавшийся в качестве оперативного дома для концентрации стрелков. Здесь незамедлительно начались работы по снятию отпечатков пальцев и поиску улик.

Через пару дней, детективы напали  на след арендатора особняка – Сесара Банстера Аристия. К сожалению для полиции, Банстер к тому моменту уже выехал за границу.

Спустя десять дней после покушения Банстер обнаружит своё присутствие в Италии сенсационным образом. Он даст интервью ряду западных журналистов, в котором открыто признает своё участие в нападении.

17 сентября в газете «Corriera Della Sera» появилось интервью, в котором некий неназванный гражданин подтверждает своё участие в попытке убийства Пиночета. Он не называет ни своего имени, ни адреса: говорит лишь о том, что является сыном известного политика времён правления «Народного Единства», который был изгнан пришедшей к власти хунтой. Этого было достаточно для того, чтобы чилийские спецслужбы раскрыли личность интервьюируемого.

В самой же Чили следствие дало первые результаты только лишь спустя два месяца. До середины октября криминалисты столицы работали на износ, сверяя отпечатки пальцев более миллиона граждан страны. Но всё без положительного итога. Наконец, было получено разрешение использовать картотеку CNI, в которой вскоре были обнаружены отпечатки, идентичные тем, что были найдены на бутылке из-под кока-колы в особняке в Ла Обра.

Таким образом, спустя 43 дня, сыщикам удалось установить личность первого из участников покушения – Хуана Морено Авила, «Саши».

В ночь на 21 октября 1986 года «Саша» был арестован на арендованной квартире в коммуне Маипу. Он практически сразу же признал своё участие в «Операции XX век». Его показания привели к арестам следующего дня, когда во время утренней пробежки вокруг Парка О Хиггинса были схвачены Ленин Перальта Велис, Хорхе Ангуло Гонсалес, Арнальдо Аренас Бехас и Виктор Диас Каро. Все они так же признались в участии в деятельности FPMR.

Участники покушения в столичной тюрьме

«Знаете, за что вы арестованы?» - «За покушение на тирана» - «Кто для вас тиран?» - «Тираном является Пиночет», - сухо отвечал «Саша» на вопросы следствия.

В ноябре того же года были идентифицированы Марсиаль Морага Контерас, исполнявший обязанности оружейника группы нападения, и его непосредственный руководитель Василий Карильо Нова. При аресте последнего полицейским пришлось изрядно помучиться: будучи человеком очень сильным, он оказал яростное сопротивление, которое удалось подавить лишь после того, как Василий был скован по рукам и ногам.

Василий Карильо
В конце 1986 года, расследуя цепочку связей, карабинеры задержали практически весь персонал подпольной медицинской клиники FPMR, где проходили излечение многие боевики, получившие ранения в ходе многочисленных акций. Медицинскую службу возглавлял доктор Мануэль Убилья Эспиноза, «команданте Марсело» - он являлся наиболее высоким представителем руководства FPMR, попавшимся в руки властей до сего момента.

Хотя многие из тех, кто участвовал в «Операции XX век» покинули страну, спустя пять с половиной месяцев в руки CNI попадёт шестой участник нападения.

Это случилось ночью 19 февраля 1987 года в столичной коммуне Ла Флорида. Незадолго до этого Маурисио Аренаса Бехаса, «Хоакина», предупредили, что за ним следят. Он ехал в качестве пассажира в такси, когда дорогу перекрыли несколько автомобилей CNI, после чего агенты отдали приказ всем выйти из салона.

Маурисио Аренас Бехас, "Хоакин"

В порыве суицидальной храбрости, «Хоакин» выхватил пистолет. Отчаянный бой на ночной улице длился практически час. Ответными выстрелами агентов «Хоакину» перебило обе ноги, одна из пуль угодила в голову. Он чудом остался жив.

После этого в течение двух с половиной лет в процессе расследования не наблюдалось никаких изменений.

Эктор Матурана Урсуа («Хавьер») и Хуан Андрес Орденес («Даниель»), уехав из страны сразу после акции, через несколько месяцев вернулись, чтобы вновь присоединиться к «Фронту».

Утром 11 апреля 1989 года, они решили весело провести время в зале игровых автоматов в Талке. По случайному совпадению, сюда же заглянули трое полицейских в штатском, которые опознали «френтистас». Завязалась перестрелка, в ходе которой погиб карабинер Хуан Карлос Амар. После произошедшего, «Хавьер» был арестован во время посадки в такси, в то время как «Даниель», после часа отчаянного бегства, был сбит полицейским автомобилем на сельской дороге в Итауэ. Оба оказали сопротивление аресту, в результате чего ими были получены травмы различной степени тяжести.

Столкнувшись с прокурором Торресом Силвой, оба признали своё участие в покушении на жизнь тирана.

Большинство из этих задержанных, некоторым из которых грозила смертная казнь, бежали из тюрьмы 29 января 1990 года в ходе операции «Успех», оставив следствие вообще без подозреваемых. В итоге, дело о покушении на Пиночета, в связи с отсутствием новых доказательств, было временно приостановлено, а потом и вообще закрыто в конце этого же года.