Страницы

вторник, 20 ноября 2012 г.

Неофициальная история FPMR. Похищение полковника Карреньо



7. ОПЕРАЦИЯ «ПРИНЦ»

7.1. Похищение полковника Карреньо

Первая акция «Автономного FPMR» относительно крупного масштаба была исполнена 1 сентября 1987 года. Получившая название «Операция Принц», она заключалась в похищении заместителя директора «Оружейной фабрики армии» полковника Карлоса Карреньо Баррера.

В 7:15 того дня он вышел из своего дома на улице Симона Боливара в Сантьяго, и направился в офис. Но буквально через несколько десятков метров его остановила группа мужчин, и под дулами пистолетов заставила сесть в фургон «Митсубиси», замаскированный под автомобиль водопроводной компании. Шестеро похитителей так же были облачены в униформу слесарей и, в ожидании прихода полковника, делали вид, что чинят водоотводный сток возле одного из домов. Команду «френтистас», исполнивших покушение, возглавлял Бернардо Мендоса Моралес, «команданте Ригоберто».


Несколько часов спустя в редакцию газеты «La Epoca» поступил телефонный звонок; неизвестный сообщил, что в мусорном контейнере туалета редакции сотрудники могут найти важное заявление. В белом конверте, обнаруженном корреспондентами, находилось коммюнике, в котором FPMR берёт на себя ответственность за похищение Карреньо в рамках операции «Нет увековечиванию тирании!».

Главный герой наиболее успешного похищения «Фронта», Карреньо провёл первые три недели в подземном помещении в шесть квадратных метров, не умываясь и не переодеваясь. Затем его начали перемещать. Побывав в трёх разных местах, он, в конечном итоге, был тайно вывезен на грузовике в Бразилию через северную границу страны.


В ходе своего плена офицер ни разу не подвергался не то что избиениям, даже оскорблениям, поэтому у него не было причин бояться за свою жизнь. Он был спокоен настолько, что убивал свободное время в беседах со своими похитителями на разные политические темы. Беспокойство у него вызывал лишь один факт: опасаясь возможной попытки властей освободить Карреньо, комбатанты повесили на него пояс со взрывчаткой, готовые, в случае опасности, незамедлительно взорвать полковника. Хотя он никогда не видел лиц своих похитителей, по голосам он мог заключить, что все они довольно молоды.

Недавно рассекреченные документы ЦРУ от 1987 года вскрывают некоторые новые детали похищения. Они указывают, что Карреньо, безо всякого давления со стороны комбатантов FPMR, выдал им ряд важных сведений о военной хунте, что в последующем вызвало гнев Пиночета. Который, стремясь расправиться с «предателем», обвинил полковника в незаконном обороте наркотиков. «Не в первый раз правительство Чили, дабы исказить образ неугодного офицера, обвиняет его в участии в незаконной деятельности», - комментируют авторы доклада.

В общей сложности 11 документов североамериканской разведки посвящены похищению Карреньо. Шесть из них датируются временем его непосредственного плена. Один из наиболее интересных, отмечает, что «у FPMR было три основные причины для похищения». Однако, сегодня невозможно узнать эти причины, так как часть, содержащая эти сведения по-прежнему носит гриф секретно. Далее отчёт содержит сведения, поступившие от неназванного информатора, о поведении похищенного: «Ещё до начала допроса, обеспокоенный Карреньо, предложил в обмен на свою безопасность выдать некоторую информацию. Он указал, что «Оружейная фабрика армии» материально снабжает правых боевиков из организации «11 сентября», состоящей не только из неофашистов, но и из бывших служащих ДИНА, армии и полиции, а так же сотрудников охранной фирмы «Alfa Omega» генерала Мануэля Контрераса. Карреньо так же указал FPMR местоположение тайных оружейных складов этих незаконных групп».

Ещё одно сообщение ЦРУ добавляет, что Карреньо поведал похитителям о «тёмных делах» главнокомандующего Аугусто Пиночета, а так же о «прошлых акциях ДИНА», в которых полковник лично принимал участие. Он так же указал, что пять чилийских коммунистов, исчезнувших в последние дни августа 1987 года, были похищены и убиты «Антикоммунистической Чилийской Ассоциацией» (Asociación Chilena Anticomunista). Автор доклада добавляет, что в последнее время усилилась деятельность ультраправых группировок, составленных из бывших служащих режима, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в стране в преддверии плебисцита.

13 ноября, когда Карреньо всё ещё находился в плену, другой отчёт североамериканцев сигнализирует о том, что «Коммунистическая Партия восстановила контакт с группой FPMR, которая похитила и содержит в неизвестном месте полковника армии Карлоса Карреньо. КПЧ предложила помощь «Фронту», указав, что партия готова посодействовать в успешном окончании операции».

В то время, как в Сантьяго, в связи с похищением, был введён осадный режим, военный прокурор Фернандо Торрес Силва, уже прославившийся расследованиями операции FPMR в Каррисаль Бахо и неудачного покушения на Пиночета, вновь был назначен руководителем следственной группы. Именно к нему обратился один из католических священников, предложивший себя в качестве посредника между комбатантами и правительством, которое было решительно настроено против переговоров. В этот период власти проводили массированные розыскные операции, заканчивавшиеся столь же массовыми арестами противников режима.

23 сентября, во время одного из таких рейдов, полиции удалось схватить «френтиста» Хуана Карлоса Кансино Асеведо, одного из предполагаемых похитителей. Спустя месяц была арестована и его сестра Патрисия. Когда оба вышли на свободу, вследствие своей непричастности к акции, на их телах были видны следы пыток.

1 ноября во время другой полицейской операции, в руки карабинеров попала Карин Эйтель Вильяр, обвинённая в том, что именно она передавала сообщения похитителей. Девушка так же была подвергнута суровым истязаниям.

Наконец, Карлос Карреньо был освобождён в 4 часа дня 3 декабря в центре бразильского города Сан-Паулу, спустя 92 дня пленения. Одетый в коричневый костюм, специально купленный похитителями, полковник появился у входа в редакцию газеты «O Estado». Изначально, «Фронт» требовал в обмен на его жизнь освобождения своих политических заключённых, но затем это требование было почему-то снято. Вместо этого FPMR потребовал у семьи похищенного приобрести несколько тонн продовольствия и одежды, что и было сделано. 13 грузовиков, полных продуктов, одежды и медикаментов, прибыли в бедные кварталы Сантьяго для того, чтобы бесплатно распространить весь свой груз среди неимущего населения.

Эта операция была крайне важна с точки зрения стратегии, так как она продемонстрировала обществу боевой и материально-технический потенциал «Автономного Фронта», который не был потерян даже с утратой поддержки Коммунистической Партии. Кроме того, в ходе акции большую роль сыграли зарубежные структуры FPMR, обеспечившие перемещение полковника через Аргентину в Бразилию и тайное содержание его в Сан-Паулу.