Страницы

пятница, 5 августа 2011 г.

ЭКСПРОПРИАЦИИ, ОККУПАЦИИ ФАБРИК И ВООРУЖЁННАЯ ПРОПАГАНДА



Эдилеуза Пимента де Лима

Звание «массового движения», которому намеревалось соответствовать «Национально-Освободительное Действие», ставило перед организацией неотложные задачи приближения к рабочему классу, к наиболее революционным его сегментам. Задача эта нашла своё отражение в революционной практике, хотя со временем действия в поддержку рабочих масс стали всё более редкими в связи с интенсивной работой полиции.

В тех случаях, когда ALN обращался к рабочим, организация стремилась добиться сочувствия трудящихся посредством исполнения конкретно связанных с классовой борьбой акций: таких как оккупация заводов, экспроприации работодателей и вооружённая пропаганда. Эти действия были направлены в первую очередь на развенчание политики эксплуатации трудящихся, проводимой диктатурой и содействие сближению герильерос с народом: организация стремилась предстать перед массами в виде авангарда революционной войны между эксплуататорами и эксплуатируемыми, работодателями и работниками, и заполучить у последних поддержку собственных действий.


Некоторые акции, описанные ниже, были взяты из отчётов трёх главных газет ALN: «O Guerrilheiro» (Партизан), «Venceremos» (Мы победим) и «Guerrilha Operária» (Рабочая Герилья), которые активно распространялись не только внутри радикального левого лагеря, но и непосредственно во время вооружённых акций, в школах, университетах, на заводах и фабриках, где они передавались из рук в руки.

В акции по экспроприации металлургической фабрики, авторы отчёта настаивают на необходимости политического обучения рабочих посредством «вооружённых лекций о войне народа против эксплуататоров»:

«В 13 часов 10 февраля революционная команда экспроприировала два карабина СВС 22 калибра, револьвер 38 калибра и 270 миллионов крузейро у металлургической фабрики, принадлежащей североамериканской корпорации «Mangels Industrial», расположенной в пятистах метрах от автопарка 2 Военного Округа в Ипиранга. В ходе акции экспроприации члены вооружённой революционной команды провели перед работниками необходимую лекцию, посвящённую народной войне против эксплуататоров» (Venceremos №1, апрель 1971)

Более известной была операция по оккупации завода, проведённая ALN совместно с «Революционным Движением Тирадентис» (Movimento Revolucionário Tiradentes) – организацией, в чьих рядах состояло множество рабочих кадров, во главе с самим лидером Деваниром Жозе де Карвалью. Захватив фабрику, боевики раскрасили стены классистскими лозунгами, параллельно объясняя трудящимся, что достигнуть победы в войне против эксплуататоров можно только с оружием в руках, участвуя в рабочей герилье:

«Экспроприация в Асос Вилларес.

Днём 10 марта партизанская команда, состоящая из бойцов « Movimento Revolucionário Tiradentes» и «Ação Libertadora Nacional», ворвалась и оккупировала завод в Асос Вилларес.

Таким образом была исполнена экспроприация денежных средств, предназначенных для закупки оружия и боеприпасов для национально-освободительной войны. Герильерос так же расписали стены завода фразами «Долой боссов, вооружайся и сражайся!»

Рабочие, ставшие свидетелями операции, никоим образом не противодействовали партизанам, рассматривая их как своих товарищей по борьбе. В ходе братской беседы, были объяснены цели нашей борьбы, нашедшие полное одобрение среди трудящихся: борьба бедных против богатых, рабочих против боссов, за рабочую власть, свободу собраний, обсуждений, забастовок и т.д. Мы указали, что этих целей можно достигнуть только с оружием в руках» (Venceremos №2, май 1971)

Как мы видим, экспроприация имела двойную цель: добыча денег для организации, а так же поиск одобрения своих действий со стороны рабочих посредством пропаганды. Помимо экспроприаций и акций против эксплуататоров, ALN так же проводило чисто символические операции. Именно подобного рода акцией было первомайское вторжение боевиков в «буржуазный ресторан»:

«Герильерос захватили буржуазный ресторан. Или вернуть Родину, или умереть за Бразилию!

В то время как министр Барата расточает комплименты в адрес рабочих, герильерос «Ação Libertadora Nacional» показали, что 1 мая – это день войны, а не день фиктивных торжеств, как хотели бы эксплуататоры. В этот день команда «Марилена Вилас Боас» (названная в честь нашей боевой подруги, которую реакция захватила раненой после перестрелки в Гуанабара, и которое позднее умерла под пытками) вторглась в ресторан «O Hungaria», где частенько собирается элита эксплуататоров. Таким образом, мы продолжили войну против угнетателей, разбазаривающих деньги, заработанные на поте рабочих, покупая престижную еду и напитки, и способных потратить миллион за одну ночь. Буржуазные паразиты были разложены на полу ресторана и автоматы герильерос дали понять им, что приближение войны, которая позволит устранить буржуазию как паразитирующий и эксплуататорский класс, неизбежно» (Guerrilha Operária №1, май 1971)

Интересным является момент, где партизаны квалифицирую Первое мая как «день войны», а не «день фиктивных торжеств», тем самым намекая на то, что официальные профсоюзы стремятся отвлечь трудящихся от борьбы, несмотря на то, что первомайские выступления рабочих 1968 года были ещё в памяти у многих.

Революционная пропаганда шла ещё дальше, расширяя концепцию «борьбы против боссов» далеко за пределы заводов и фабрик, ибо невозможно было не видеть бразильских трущоб и огромных масс безработных и деклассированных элементов, растущих год от года:

«Герильерос в Вила Пальмарес.

17 мая в 10:30 утра герильерос, развеяв все сомнения, показали, на чьей стороне они стоят и против кого воюют с оружием в руках.

В этот день партизанская команда захватила грузовик-рефрижератор компании «Frigorifico Swift» в Санту Андре, и привела его к фавеле Вила Пальмарес, где весь продуктовый груз был распространён среди нуждающихся. Герильерос сообщили обитателям трущоб, что только с оружием в руках можно забрать у больших начальников то, что принадлежит им по праву, и что революция в Бразилии будет осуществлять именно эту тактику: экспроприацию крупных капиталистов» (Guerrilha Operária №1, май 1971)

Та же акция более подробно описана в газете «Venceremos», где её рассматривают более аналитически; согласно этому взгляду, нужно объяснять народу, помимо всего прочего, что «вооружённые действия указывают путь к справедливости и захвату власти народом, для того, чтобы он сам управлял своей судьбой»:

«В 10:45 17 мая два городских партизана захватили грузовой автомобиль «Фольксваген», принадлежащий империалистической компании «Swift». Обезвредив водителя, товарищи направили автомобиль в сторону Вила Пальмарес, к рабочей фавеле муниципалитета Санту Андре.

Хижины, сделанные из дерева и жестяных листов. Большое количество бедно одетых или вообще нагих детей, явно голодающих. Рабочих нет в своих домах: в течение дня они мостят улицы, работают на заводах или грузят цемент и песок для строительства. Каждый упорно трудится, чтобы получить свою жалкую минимальную заработную плату. В Вила Пальмарес так же множество безработных, выкинутых из жизни людей. (…)

В то время как люди разбирали продукты, партизаны раздавали им листовки. Наша подруга, в чёрном берете и с пистолетом-пулемётом на боку, бойко общалась с местным населением, отвечая на многочисленные вопросы по нашей революционной позиции.

Среди всего прочего, местным жителям были даны следующие разъяснения:

- что пища, одежда, жильё, образование и здравоохранение созданы усилиями и страданиями рабочих, а, следовательно – принадлежат им по праву

- что вооружённые действия указывают путь к справедливости и захвату власти народом, для того, чтобы он сам управлял своей судьбой и распределял национальные богатства страны по мере надобности

- что герилья, это путь к единству народа, к освобождению от североамериканской эксплуатации

- что герилья это фактор строительства национального самосознания» (Venceremos №2, май 1971)

Забастовки, даже те, которые проходили без непосредственного участия герильерос, так же были освещены в газетах ALN, поскольку идеологи организации считали, что «забастовки так же служат рабочей герилье»:

«Рабочие забастовки.

Рабочие-металлурги, химики и гражданские строители штата Сан-Паулу недавно провели несколько забастовок, с требованиями немедленной выплаты заработной платы. Перестали работать на несколько часов индустрии в Гояне, Тамо, Марбразе и Текнофиме, пока эксплуататоры не погасили задолженность. На предприятии в Конспедра забастовка продолжалась два дня, и рабочие здесь требуют не только погашения задолженности, но и увеличения заработной платы. ЗАБАСТОВКИ ТАК ЖЕ СЛУЖАТ РАБОЧЕЙ ГЕРИЛЬЕ!

В начале этого года, 1800 работников фирмы «Деодоро» в Гуанабара объявили стачку с требованиями выплаты 13 зарплаты. В этот же момент бастовали рабочие предприятий в Ленаре, в Паракамби, требуя выплаты зарплаты и замены профсоюзного представителя, назначенного самим работодателем. Эти стачки показывают рабочим путь для продолжения борьбы против боссов и военной диктатуры» (Venceremos №3, июнь 1971)

Маригелла, в свою очередь, ещё в начале своего партизанского пути, одобрял подобную форму борьбы, и вывел теорию её прогрессивности:

«Когда мы в поддержку стачек и забастовок будем усиливать удары в форме оккупаций заводов или похищений работодателей и менеджеров, рабочие, в свою очередь, станут ещё одним полем вербовки для вооружённых революционных групп». ( «Перспективы Бразильской Революции»)

Согласно данной траектории, герильерос действительно усиливали свои «удары», направленные на повышения популярности организации внутри рабочих масс: например, фабрики оккупировались в день выплаты зарплат, и герильерос насильно осуществляли «перераспределение благ», «сокращая» зарплату топ-менеджеров, и повышая за счёт этого оплату простых рабочих, причём заводовладелец не мог знать, кому и сколько выплатили. Так же приняла большой размах деятельность по розыску «стукачей» и «сотрудничающих с хозяином» внутри рабочей среды, а так же штрейкбрейхеров, которые подвергались жестоким побоям со стороны герильерос, что так же приносило ALN симпатии рабочих и простого народа.