Покинув ряды «Красного Крыла» в середине 1969 года, боевики «Специальной Националистической Революционной Группы» реструктуризируются в «Группу Экспроприаций и Операций» (Grupo de Expropriação e Operação). Любопытно, что из двух десятков комбатантов GEO, пятеро принадлежали к семье Жозе де Карвалью: Деванир, Дерли, Даниель, Жаиру и Жуэль. Возглавленная бывшим рабочим автомобильного завода «Toyota», а ныне простым таксистом Деваниром Жозе де Карвалью, структура возобновляет боевые акции с ограбления инкассаторского фургона «Банка Южной Америки» в Сан-Паулу.
Несомненно, GEO на тот момент являлась наиболее активной из всех коммунистических группировок. Использование крайнего насилия и интенсивность действий этой банды, большинство членов которой, кстати, принадлежали к рабочим слоям, привлекло внимание других революционных организаций. Но не только. 26 мая полицией были арестованы восемь комбатантов группы, среди которых и четверо «братьев-автоматов» - Дерли, Даниель, Жайро и Жуэль (все братья в декабре 1971 будут высланы правительством в Чили, а затем, в 1974, Даниель и Жуэль "пропадут без вести" после попытки тайно вернуться из Аргентины в Бразилию). На шести раскрытых конспиративных квартирах организации было обнаружено огромное количество оружия, амуниции и денег, а так же 62 связки динамита.
Даниель Жозе де Карвалью |
Жуэль Жозе де Карвалью |
Обескровленная потерями, группа Деванира в начале июля 69 объединяется с «Группой Гаучо» Плиниу Петерсона Перейры, который так же покинул ряды «Красного Крыла» в прошлом году. В этот же момент налаживаются контакты с недавно созданным «Вооружённым Революционным Авангардом – Пальмарис» (VAR-P) и «Диссидентским Крылом Бразильской Коммунистической Партии» в Сан-Паулу.
Результатом этих контактов стало проведение 23 июля совместной с VAR-P акции: ограбления финансового агентства «Brandesco», где было похищено 7 тысяч крузейро. Эта операция закончилась трагедией: Раймунду Гонсалвис де Фигейреду выстрелом в голову убил солдата-охранника, который уже лежал на полу, поражённый четырьмя выстрелами, произведёнными в начале нападения. Это стало первым убийством независимой группы Деванира Жозе де Карвалью.
Двумя неделями спустя, 8 августа, GEO совместно с «Группой Гаучо» и «Демократическим Сопротивлением» нападает на офис электрической компании «Light» в квартале Белен.
Между тем, среди членов возникла яростная дискуссия: присоединяться ли к VAR-P, претендующему на роль крупнейшей бразильской революционной организации, или же создавать собственную структуру? Этот вопрос в течение двух дней обсуждался на общем заседании, проведённом в середине сентября в доме в квартале Кампус ду Жордан. Наблюдателями в споре выступили Эдуарду Лейте («Бакури») от REDE, Режис Стефан де Кастру от «Рабочей Коммунистической Партии» и Жуэльсон Криспин от VPR. В конце концов, семеро боевиков во главе с Деваниром приняли решение о создании новой организации. Остальные присоединились к VAR-P.
В конце сентября эти семеро, при участии Жорже Курбана Абрама на заседании в Сан-Паулу провозглашают рождение «Революционного Движения Тирадентис».
Название новой организации было избрано в память об одноимённой группе Франсиску Жулиана, названной в честь национального героя Бразилии Жоакина Жозе да Силва Шавьера по прозвищу «Зубодёр» (Тирадентис), действовавшей в середине 60-х годов внутри «Крестьянских Лиг», с которой имели прочные связи многие активисты «Красного Крыла», в том числе и те, кто позднее вольётся в MRT.
В качестве политической линии, особо не мудрствуя, была избрана программа Мао Цзедуна «25 пунктов», позднее скопированная практически слово в слово в базовом документе MRT «Заявление о принципах». В остальном, группа придерживалась стратегии насилия ради насилия.
Однако, отсутствие чёткой политической линии мало волновало самих комбатантов, с энтузиазмом воспринимавших идею «неограниченного вооружённого действия». Как уже было сказано, принадлежав, в большинстве своём, к рабочему классу, боевики MRT не обладали особым политическим образованием, поэтому в организации царил исключительный бандитский милитаризм, хорошо выражающийся в самом девизе организации: «Если бы иметь десять жизней – все десять отдать в бою!»
Деванир Жозе де Карвалью в кругу коллег по цеху завода "Toyota" |
В течение следующего месяца MRT реализовало 3 вооружённых нападения в сотрудничестве с REDE.
5 октября, направляясь на ограбление супермаркета «Peg-Pag» в Санту-Амару, Деванир на дорожно-пропускном посту выстрелил в голову сотруднику военной полиции, которого добил очередью из автомата боевик REDE Мосиде Бучерони.
Так же в октябре главарь «Революционного Движения Тирадентис» совместно с двумя товарищами из «Демократического Сопротивления» грабит фургон, принадлежащий газовой компании «Heliogas». В начале ноября Деванир, «Бакури» и его жена Дениз Перес Криспин атакуют офис издательства INPS, где вновь убивают охранника.
После этого нападения на конспиративной квартире в Сан-Жуан Климанику MRT проводит специальное заседание по вопросу об исключении Жорже Кубрана Абрама. Здесь так же было решено приобрести сразу пять участков в Итапесерика де Сьерра, общей площадью более 120 тысяч квадратных метров, предназначенных для сокрытия материалов, а так же для будущей организации здесь тренировочного лагеря, который должен был вести Плиниу Петерсон Перейра, прошедший курс военного обучения на Кубе.
В конце ноября 1969 состоялось совместное совещание руководителей MRT, ALN, POC, REDE и VPR по вопросу о создании единого военно-политического фронта. Уже 26 ноября состоялась первая акция этого объединения: одновременное нападение на «Итало-Американский» и «Коммерческий» банки на проспекте Бригадира Луиса Антониу, где было захвачено 68 тысяч крузейро.
Это стало началом плодотворного и долгого сотрудничества. Ибо абсолютно все акции, исполненные MRT в 1970 году, были осуществлены в союзе с другими организациями фронта.
11 марта Деванир Жозе де Карвалью и Плиниу Петерсон Перейра принимают участие в похищении японского консула в Сан-Паулу, организованного VPR. В эту же эпоху берут своё начало контакты между движением и «Группой Минейро» - диссидентами «Красного Крыла» из штата Минас-Жерайс, прибывшими в Сан-Паулу спасаясь от репрессий властей. Деванир оказал значительную помощь этому коллективу, который, спустя несколько месяцев, трансформируется в «Марксистское Революционное Движение» (Movimento Revolucionário Marxista).
25 марта 1970 MRT принимает участие в ограблении «Итало-Американского Банка» в Вила Леопольдина, а уже 2 мая совместно с «Демократическим Сопротивлением» осуществлён налёт на табачную фабрику «Companhia de Cigarros Souza Cruz» в Камбуси, где Эдуарду Лейте вновь убивает охранника.
После этой акции Национальный Директорат MRT проводит совещание по вопросу о выводе из рядов группы Армениу де Суза Ранжеля, не соответствующего более званию «революционера», за свою страсть к деньгам. За товарища вступается Плиниу Петерсон. Именно это собрание положило начало конфронтации между Деваниром и Плиниу. В то время как Деванир называл Плиниу оппортунистом, озабоченным исключительно реализацией грабежей, последний, опиравшийся на большинство боевиков, обвинял лидера MRT и его помощника Антониу Андре в излишнем милитаризме и склонности к немотивированному насилию. Пятеро из шести членов директората встали на сторону Петерсона, и покинули вслед за ним «Революционное Движение Тирадентис». Деванир становится единоличным главарём группы из четырёх человек, двое из которых так же покинут MRT некоторое время спустя.
Однако, в тот же момент, «движение» будет усилено приходом Жоакима Аленкара де Сейхаса, старого рабочего нефтепромышленного комплекса из штата Риу-Гранди-ду-Суль, изгнанного из Коммунистической Партии за экстремизм. Вместе с Жоакимом к организации негласно присоединились его жена, Фани Аксельрод де Сейхас, и четверо сыновей. Один из них, Иван Аксельрод де Сейхас, которому было всего 16 лет, вскоре стал активным боевиком группы, и участвовал в нескольких нападениях вместе со своим папой.
Жоаким Аленкар де Сейхас |
29 мая Деванир и Антониу Андре принимают участие в ограблении отделения «Банка Бразилии» на проспекте Жабакара.
Между тем, раскол «Группы Гаучо» привёл Деванира к мысли о реструктуризации своих немногочисленных сил. На новом собрании было избрано новое же руководство, одновременно исполнявшее функции и боевого ядра, куда вошли сам Деванир, Антониу Андре и Жоаким Аленкар де Сейхас. На этом же заседании было одобрено «Заявление о принципах», а так же принято решение о начале издания собственной газеты MRT «Партизанский Голос» (Voz Guerrilheira).
В сентябре к движению присоединились ещё два человека: Димас Антониу Каземиру из VAR-P и Жильберту Фариа Лима из ALN.
15 сентября все шестеро боевиков MRT участвуют в совместной операции ALN и VPR по ограблению инкассаторской машины транспортной охранной компании «Brinks», на проспекте Соединённых Штатов, где было похищено 480 тысяч крузейро и ранены два охранника.
Несколько позже, Жоаким и Деванир принимают участие в совещании единого фронта, на котором было принято решение об исполнении трёх похищений крупных дипломатов, направленных на освобождение более 200 заключённых.
Позднее, после правительственных выборов 15 ноября, те же Деванир и Жоаким участвуют в новом заседании фронта, на котором представители VPR настаивают на немедленном исполнении похищений, в то время как члены MR-8 заявляют о неготовности структуры к подобным масштабным акциям.
14 декабря MRT совместно с ALN, VPR и MRM пытается ограбить бронированный фургон на улице Параизу: несмотря на шквал пуль и ранения двух охранников, водителю грузовика удаётся на полной скорости вырваться из расставленной боевиками ловушки.
Последней вооружённой акцией движения в 1970 году становится чистый акт мести против автостоянки в Агуа Фунда, охрана которой, проявив излишнюю подозрительность, сдала властям несколько ранее украденных машин организации, поставленных на «отстой». В конце декабря шестеро боевиков при поддержке нескольких комбатантов ALN, ворвавшись на стоянку, расстреляли и закидали «коктейлями Молотова» находившиеся там машины, после чего украли «Фольксваген» и свернули несколько десятков автомобильных номеров.
Новый 1971 год для «Революционного Движения Тирадентис» начался не совсем удачно.
14 января пятеро комбатантов MRT совместно с представителями ALN, VPR и OPCOR (новое название MRM) В Сумаре реализуют неудачное нападение на инкассаторский автомобиль «Итало-Американского Банка»: как и в случае на улице Параизу, фургон просто протаранил блокировавшую улицу машину и скрылся.
Январские аресты, разрушавшие практически всю структуру «Красного Крыла», в то же время, позволили полиции установить личности большинства боевиков MRT, являвшихся бывшими членами «Ala Vermelha».
Вдобавок ко всему, крах операции 14 января привёл руководство единого фронта к мысли, что боевики вооружённых организаций ещё не готовы к исполнению масштабных акций с применением широкой инфраструктуры и большого количества участников. В связи с этим решено было отказаться от дальнейшего проведения крупных операций, вернувшись к мелким экспроприациям. Последняя надежда на качественный скачок бразильской герильи рухнула. Герильерос уже не удастся вырваться на новый уровень развития, изменив свой «имидж» мелких грабителей.
Тем не менее, 22 января MRT, ALN, VPR и OPCOR в Камбуси осуществляют нападение на инкассаторскую машину «Банка Андраде Арнауд», где помимо денег были похищены карабин и пистолеты охраны. 30 января эти же организации реализуют первый налёт на супермаркет «Peg-Pag» в Санту-Амару, где забирают 5 тысяч крузейро и 6 бутылок виски. Через неделю следует второе ограбление этого же магазина – на этот раз, выручкой преступников становятся 12 тысяч крузейро.
28 января полицией арестован Вальдемар Андре, присоединившийся к MRT в прошлом году. Его задержание станет началом разгрома движения.
Одновременно, MRT несёт «косвенные» потери: бывший боевик движения, строитель Адервал Алвис Кокеру, арестованный ещё в 1969 году и высланный 15 июня 1970 года в Алжир в числе других 40 политических заключённых в обмен на жизнь похищенного революционным фронтов немецкого посла, 31 января тайно возвращается в Бразилию. Не сумев найти своих старых товарищей, он присоединяется к VAR-P, однако долго там не задерживается. 6 февраля 1971 года власти обнаруживают квартиру в квартале Косме Велью, Рио-де-Жанейро, на которой скрывается комбатант. Около получаса Алвис Кокеру в одиночку отбивает атаки более 50 полицейских, однако, в конечном итоге, он погибает.
В феврале 71 организация будет замешана в трёх нападениях. 10 числа объединённая группа ALN/MRT/OPCOR совершит налёт на металлургическую фабрику «Mangells» в Моока, где будет экспроприировано более 270 тысяч крузейро, два карабина и револьвер охраны. Через два дня совместно с ALN реализовано вторжение в продуктовый супермаркет «Fioreto» в Ипиранге, где изъято 8 тысяч. 19 февраля группа комбатантов грабит контору, занимавшуюся продажей типографского оборудования, откуда вывезена офсетная машина, несколько мимеографов и аксессуары к печатным станкам.
Вскоре после этого нападения, проходит собрание «Революционного Движения Тирадентис», на котором принято решение реструктурировать организацию в двух боевых группах: «Эдуарду Лейте» (Деванир, Антониу Андре, Жоаким Аленкар и Домингус Кинтину дус Сантус) и «Йоситане Фужимори» (Димас Казимиру, Жильберту Фариа Лима, Жозе Родригез и Иван Аксельрод).
Несмотря на свою малочисленность, MRT в тот момент обладало довольно приличным финансированием, шедшим через вооружённые грабежи, поэтому Деванир не только мог позволить себе содержать около двух десятков симпатизантов организации (т.е. тех, кто не принимал участия в вооружённых акциях), но и передал ALN порядка 4 тысяч долларов на поддержание товарищей, находившихся в подполье.
22 марта, с первыми арестами, начинается разрушение структуры OPCOR, с которой у MRT сложились наиболее «тёплые» отношения из всех организаций единого фронта. Неудивительно поэтому, что вскоре властям удалось дотянуться и до самого «Революционного Движения Тирадентис».
29 марта MRT совместно с ALN осуществляет одновременные нападения на ювелирные магазины «Milton» и «Rolex» в квартале Пиньейрос. Через несколько дней, не найдя иного способа реализации награбленного, боевики начинают распространять украшения и часы среди своих знакомых и родственников.
30 марта ALN, MRT и MR-8 в честь 7 годовщины военного переворота осуществляют акцию, которая, согласно их расчётам, должна была получить международную известность: минирование моста через реку Тьете в квартале Жагуаре. Однако, должного эффекта достичь не удалось – бомба не сработала из-за неисправности детонатора.
Апрель стал последним месяцем для MRT. 3 числа были арестованы Антониу Андре Камаргу Герра и Домингус Кинтину дус Сантус, на квартире которых была выставлена засада. 5 апреля явившийся сюда Деванир попадает в ловушку: оказав яростное сопротивление аресту, он был убит.
Димас Антониу Каземиру и Жильберту Фариа Лима, взяв в свои руки командование, усилили контакты с ALN, попросив включить их в группу, отряжённую для убийства Энинга Бойлессена. Тем самым они хотели отомстить властям за смерть своего лидера.
14 числа были задержаны ещё два симпатизанта MRT. Это не остановило организацию. Утром 15 апреля вооружённая команда MRT и ALN расстреливает крупного бизнесмена датского происхождения, обвинённого герильей в финансировании правительственных репрессий. Убийство Бойлессена становится последней вооружённой акцией «Революционного Движения Тирадентис».
В этот же день был арестован Жозе Родригез Анжелу Жуниор. Утром 16 числа схвачены Жоаким Аленкар де Сейхас и его сын Иван. Уже через сутки Жоаким умер под пытками, причём его предсмертные крики следователи заставляли слушать его жену и сына. Официальная печать заявила о смерти Жоакима Аленсара во время перестрелки.
17 апреля на конспиративной квартире в квартале Сауде были задержаны вдова Деванира Педрина Жозе де Карвалью и Мария Елена Занини Каземиру, жена Димаса. Вечером сюда явились сам Димас в сопровождении Жильберту Фариа Лимы. Агенты правопорядка попытались задержать революционеров, однако те открыли яростный огонь и попытались бежать. В итоге скрыться удалось одному Жильберту; Димас был застрелен.
В конечном итоге, Фариа Лима, постоянно ожидавший ареста и неминуемой смерти, впал в настоящий психоз. Связавшись с боевиками ALN, он с их помощью выехал за рубеж и больше никогда не вернулся в Бразилию.
Короткая история MRT, охватывающая период с сентября 1969 по март 1971 года, была обозначена исключительно осуществлением вооружённых грабежей, в результате которых организацией было захвачено в общей сложности около двух миллионов крузейро. И практически все эти деньги шли на выживание бразильской герильи, утерявшей наступательную инициативу. Не стеснявшийся использовать крайнее насилие, лидер организации. Деванир Жозе де Карвалью, регулярно пускал в ход оружие, оставив за своей спиной кровавый шлейф из шестерых убитых и десятков раненых.
Не имея ни собственной политической линии, ни какой-либо упорядоченной структуры, ни большого количества сочувствующих, «Революционное Движение Тирадентис» на самом деле так и не удалось выйти за рамки вооружённой банды грабителей, действующей исключительно в Сан-Паулу.