Страницы

понедельник, 18 июня 2012 г.

История AV. Глава 2.


2. «Красное Крыло»

В 1966 году внутри PC do B формируются две фракции, ведущие отчаянную внутреннюю борьбу с «революционным большинством», которая особо обостряется после VI Национальной Конференции в июне месяце.

Первая, возглавленная Риккардо Сараттини Филью, Амару Луизом де Карвалью и Мануэлем Лисбоа де Мура, даст жизнь «Революционной Коммунистической Партии» (Partido Comunista Revolucionário). Вторая фракция, лидерами которой являлись Тарзан де Кастру, Дениз Кабраль Филью и Элиу Кабраль де Суза, организуется в «Красное Крыло» (Ala Vermelha).


Диссидентское крыло, стоявшее у истоков AV, формировалось, главным образом, вокруг «Крестьянских Лиг» (Ligas Camponesas), которые в своей стратегии чётко ориентировались на Китай, как олицетворение победы крестьянских масс под руководством Коммунистической Партии. Более того – многие члены «Лиг», в том числе, и принадлежащие к «Красному Крылу», неоднократно посещали саму Китайскую Народную Республику, где проходили курс обучения партизанской войне. Несмотря на неприятие Кубинской Революции, многие из них прониклись фокистскими идеями, что, вкупе с концепциями Мао Цзедуна, дало жизнь тактике «партизанского очага в сельской местности».

Поначалу, мысль о формировании крыла внутри PC do B, являлась скорее иллюзорной, теоретической, не имевшей никакого практического выражения, вследствие жёсткого политического контроля со стороны самой партии. Те, кто защищал идею создания «Красного Крыла», выражали свои мысли в индивидуальном порядке, даже не пытаясь инициировать внутреннюю борьбу, сохраняя верность PC do B, и полагая, что их разговоры способствуют коррекции политической линии организации.

Между тем, партия не принимала идеи «фракционистов и раскольников». Всё это привело к тому, что в 1966 году сочувствующие тезисам «Ava Vermelha» наконец практически выражают свои стремления, формируя внутри PC do B «Красное Крыло Коммунистической Партии Бразилии».

В 1967 году делегаты Центрального Комитета во главе с Жуаном Амазонасом посещают Пекин, где собственными глазами наблюдают первые результаты Великой Пролетарской Культурной Революции. Результатом этой поездки становится усиление идеологического давления внутри PC do B. Несмотря на прежнюю «традиционную» поддержку китайской линии, партия фактически переходит от идей Мао Дзедуна к «чистому» марксизму-ленинизму, коим, по мнению ЦК, являлся сталинизм. Иосиф Сталин для руководителей партии отныне считается вождём, выведшим коммунистическую доктрину на более высокий этап развития.

Поворот Центрального Комитета к личности Сталина не остался без последствий. Помимо новых ориентиров в виде Албании, Северной Кореи и Вьетнама, происходят перемены и в функционировании партии. И если ранее PC do B могла допустить существования в своих рядах диссидентов («пусть растут все цветы, а ненужные мы вырвем»), то отныне в отношении «фокистов, троцкистов, централистов и ревизионистов» развернулась настоящая травля.

Более того. Являясь противниками «Марксистской Революционной Организации Рабочая Политика» (POLOP), исповедовавшей наряду с коммунистическими, так же и революционно-националистические концепции, руководители PC do B фактически переходят на платформу своих оппонентов, требуя уже борьбы не за социалистическую революцию, а за национально-демократическую:

«В Бразилии, как и в других латиноамериканских странах, революция должна идти в два этапа. Первый – национальный и демократический, второй – социалистический. Хотя оба они являются частью единого процесса, эти этапы концептуально различаются и имеют разный контекст… Сегодня имеются более благоприятные условия для поворота к национальной и демократической революции, нежели к революции социалистической».

Совершенно естественно, что, исходя из своих новых убеждений, партия вводит в оборот концепцию «Единого Фронта», выдвинутую в своё время Димитровом для Коммунистического Интернационала, столкнувшегося с угрозой наступления фашизма. Необходимость такого фронта, способствующего установлению в Бразилии Народного Революционного Правительства, выведена в стратегическом документе «Партия в борьбе против военной диктатуры».

Давление на членов «Красного Крыла», усилившееся в 67 году, приводит к возникновению идеи выхода фракции из рядов PC do B.

В декабре 1967 года AV публикует документ «Критика оппортунизма и Субъективизма Союза Бразильцев за избавление страны от кризиса, диктатуры и неоколониальной угрозы», в котором впервые чётко выводятся фокистские концепции «Красного Крыла».

На этом этапе единственной точкой соприкосновения между партией и AV становится принятие доктрины «революции в два этапа». Фактически повторяя слово в слово документы PC do B, «Красное Крыло» требует борьбы за «антиколониальную, антиимпериалистическую, аграрную и демократическую революцию, которая трансформируется в революцию социалистическую». На первом этапе Народной Демократии Революционное Правительство должно исполнить основные задачи, необходимые для дальнейшего развития социализма: экспроприация и национализация крупного капитала, экспроприация собственности монопольных неоколониальных корпораций, а так же собственности связанных с империалистами «национальных буржуа», экспроприация всех латифундий и реализация радикальной аграрной реформы.

Но для того, чтобы дойти до этой первой стратегической цели (Народной Демократии), необходимы два обязательных условия, относящиеся скорее к области тактики: «создание Революционной Партии Пролетариата» и «уничтожение контрреволюционной военной диктатуры посредством Народной Революционной Армии».

Согласно «Красному Крылу», «для того, чтобы революционные силы имели успех, необходимо использовать вооружённую борьбу как главную форму действия. /…/ Мировой революционный опыт показывает, что есть только две формы, в которых вооружённая борьба может успешно развиваться: повстанческая война и народная война».

Несмотря на сходство с PC do B в некоторых тактических вопросах, главное расхождение относилось к стратегической области: проанализировав мировой опыт, «Красное крыло» заявляло, что вооружённая борьба рождается только из четырёх форм первоначального действия: она может стать результатом радикализации массового движения; крестьянских выступлений, революционных действий Армии или создания «революционного очага».

Отметая первые три формы, как не соответствующие объективным условиям Бразилии, AV, таким образом, делает главную ставку на теорию «очага», который может стать катализатором массовой мобилизации и постепенно превратиться в инструмент вовлечения широких масс в вооружённую борьбу.

«Красное крыло», теоретически обосновавшее фокистскую линию, совершенно естественно, наткнулось на жёсткое противодействие со стороны партии. И хотя до самого 1969 года AV продолжало заявлять о своей принадлежности к PC do B, фактически связи между фракцией и партией были разорваны. Окончательный отход «Красного Крыла» от традиционной партийной линии обозначился в следующем, 1968 году, когда фракция, безо всяких санкций руководства партии, переходит от теории к практике.