Страницы

воскресенье, 10 июня 2012 г.

Movimiento Revolucionario 13 de Noviembre


 Гватемала впервые приобрела революционный опыт благодаря электоральной кампании 1950-51 года, вследствие которой к власти пришёл прогрессивный кандидат Хакобо Арбенс. В 1954 году в стране произошёл инспирированный Соединёнными Штатами государственный переворот, сместивший «коммунистическое» правительство Арбенса.

Дальнейшее развитие страны шло по откровенно проамериканскому сценарию. Военные Гватемалы весьма противоречиво относились к той ситуации, в которой оказалась страна в начале 60-х. Министр Обороны оказывал всяческую поддержку окопавшимся в стране кубинским эмигрантам-антикоммунистам, готовившимся к предстоящему вторжению на Остров Свободы (известному позже как Вторжение Плайя Хирон или Война в заливе Качинос). Президент Идигорас с придыханием смотрел в сторону США, которые благосклонно одобряли правый курс, которым пошла страна. В то же время, внутри офицерского корпуса росло недовольство вторжением североамериканского соседа во внутренние дела страны. Очень скоро недовольство вылилось в вооружённое восстание, охватившее более 30% офицерского корпуса, требовавшего смещения министра обороны и очищения командного состава от ставленников империализма янки. Выступление, произошедшее 13 ноября 1960 года, положило начало герилье «Революционного Движения 13 ноября».


Мятеж военных должен был возглавить полковник Карлос Пас Техада, однако он, из страха быть арестованным, ушёл в глубокое подполье, и руководство над выступлением взяли на себя майор Рафаэль Сесам Перейра и капитан Артуро Чуд дель Сид. Кроме того, активно действовали в рядах восставших лейтенант Марко Антонио Йон Соса, капитан Алехандро де Леон и подпоручики Луис Турсиос Лима и Луис Трехо Эскивель.

Гватемальский президент запросил помощь ВВС Соединённых Штатов, так как местные пилоты отказались бомбить места расположения мятежников. Таким образом, бомбы на восставших офицеров сбрасывали американские самолёты, базировавшиеся на авианосцах близ берегов Панамы. Налёты длились неустанно вплоть до 17 ноября, когда восстание, во многом благодаря дезинтеграции и ошибок руководства, потерпело поражение. Многие офицеры были арестованы, около 70 участников мятежа сумели скрыться за границей.

6 марта 1961 года 23 бывших офицера, участников восстания 13 ноября, тайно вернулись в Гватемалу для продолжения борьбы против правительства Идигораса. В течение этого года они сумели наладить контакты с некоторыми оппозиционными политическими лидерами, в том числе, и с главарями ультраправого «Движения Национального Освобождения» (Movimiento de Liberación Nacional), весьма отличившегося в ходе свержения Арбенса. Именно члены MLN выдают властям информацию о присутствии в стране бывших офицеров – начинаются преследования. Лидер группы бывших военных, Алехандро де Леон Арагон, погибает 29 апреля 1961 года в ходе перестрелки с полицией на улице столицы.

Оставшиеся на свободе офицеры, огорчённые смертью своего руководителя, начинают планировать покушение на шефа Департамента Судебной Полиции. 24 января 1962 года в центре Сьюдад де Гватемала группа комбатантов расстреливает из автоматов начальника полиции Ранульфо Гонсалеса Овалье. Месяцем позже, 26 февраля, эфир государственного радиовещания прерывается: вооружённая команда, ворвавшись в коммуникационный центр, зачитывает сообщение, в котором провозглашается рождение «Повстанческого Фронта имени Алехандро де Леон Арагон – 13 ноября», который немного позже станет известен под другим именем – «Революционное Движение 13 ноября».

Тотчас же после этого бывшие военные и примкнувшие к ним оппозиционеры, перемещаются на северо-восток страны, где осуществлены вооружённые захваты казарм в Бананера и Марискос. На волне успеха, повстанцы попытались взять штурмом воинскую часть в Сакапе, однако попытка провалилась.

Между тем, в главном городе Гватемалы росли и ширились манифестации против правительства, нередко превращающиеся в массовые столкновения с правоохранительными органами. После краха нападения на казармы в Сакапе, повстанцы принимают решение вернуться в столицу для создания городского фронта.

В марте и апреле фронт городской герильи начинает действовать: осуществлены десятки акций саботажа, нападений на полицейские участки и банки и т.д. Особо стоит упомянуть о поджоге нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего североамериканской корпорации ESSO. Действия герильерос подталкивают и других оппозиционеров к радикальным выступлениям. Так, на политической сцене появляется Хосе Гильермо Лавагнино, офицер-националист, предпринявший в июле 1960 года попытку захвата военной базы в Кобане. Убежав в Мексику, с началом деятельности MR-13, он вернулся с группой товарищей для организации в департаменте Уеуетенанго партизанской колонны. Группа Лавагнино была уничтожена войсками 19 марта 1962.

Но вернёмся к изначальной группе MR-13. Под контролем команданте Марко Антонио Йон Сосы к концу весны 1962 года находилось 14 вооружённых боевиков: все бывшие военные, выпускники «Академии Беннинг», расположенной в американском штате Джорджия, получившие навыки как партизанской, так и антипартизанской борьбы под руководством инструкторов из морской пехоты США. Всё это позволяло повстанцам довольно легко выживать в условиях правительственных репрессий.


В сентябре 1962 года делегация MR-13 с Йон Сосой во главе пребывает в Гавану, где встречается с бывшим президентом Гватемалы Хакобо Аренсом, проживавшим на Кубе после своего свержения. Кроме того, именно здесь начались переговоры с представителями «Патриотической Рабочей Молодёжи» (Juventud Patriótica del Trabajo) – молодыми студентами, повернувшимися к вооружённому действию, а так же с боевиками «Революционного Движения 20 Октября» (MR-20): группы вооружённой борьбы, родившейся в недрах молодёжного крыла «Гватемальской Партии Труда».

Влияние кубинской революции, а так же непосредственное ознакомление с новой социалистической Кубой, привело к тому, что, вернувшись в Гватемалу, руководители MR-13 в декабре 1962 года проводят совместное собрание, на котором представители от MR-13, MR-20 и «Революционного Движения 12 апреля» принимают решение о создании новой единой вооружённой организации национального освобождения – «Вооружённых Повстанческих Сил» (Fuerzas Armadas Rebeldes). Шефом FAR единогласно избран Марко Антонио Йон Соса.

Сразу же после создания, было организовано 3 фронта, один из которых, «Партизанский Фронт имени Аларика Беннета», названный в честь лидера профсоюза работников банановых плантаций «United Fruit Company», убитого после свержения Арбенса, взял под командование Йон Соса. Вскоре, попав под влияние присоединившихся к группе троцкистов-эмигрантов, Йон Соса инициирует серию внутренних политических дискуссий, закончившихся, в конце концов, полным разгромом троцкистского тезиса о всеобщем вооружённом восстании. В июле 1964 года Йон Соса переименовывает свой сектор борьбы во «Фронт имени Алехандро де Леона» и начинает издавать газету «Социалистическая Революция», проникнутую идеями троцкизма с националистическим оттенком. 20 декабря он присутствует на Партизанской Конференции в горах Сьерра де лас Минас, где вновь пытается убедить товарищей в своей правоте. Не сумев сделать этого, в январе 1965 Йон Соса окончательно разрывает отношения с FAR, и вновь воссоздаёт «Революционное Движение 13 ноября». Попытки урегулировать конфликт в марте месяце с помощью новой конференции ни к чему не приводят – Йон Соса просто игнорирует собрание.

В следующие месяцы множество бывших комбатантов MR-13, разочарованных в троцкистской стратегии, покидают лидера организации для того, чтобы вернуться в FAR. Тем не менее, под руководством Йон Сосы всё ещё остаются около 60 боевиков, коротковолновое радио, вещавшее на департамент Сакапа, и социальные базы поддержки в департаментах Исабаль и Верапасес. Городской сети нового «Революционного Движения 13 ноября» практически не существует, так как большинство членов городского фронта остались в FAR. Следовательно, структура Йон Сосы вынуждена была буквально выживать, не осуществляя никаких крупных вооружённых акций, за исключением ограблений банков в столице, реализуемых маленькой группой боевиков, что и позволило продолжать борьбу MR-13 вплоть до 1967 года.

После раскола, изолированное «Революционное Движение 13 ноября» попало под мощные удары репрессивных структур государства. Таким образом, уже в июле 1965 года в столкновении с властями погибает второй человек в организации – бывший полковник Аугусто Висенте Лоарка. В апреле следующего года, вследствие продолжавшихся неудач, происходит раскол: MR-13 покидают троцкисты, оказавшие такое сильное влияние на военно-политическую программу группы. Вскоре после этого были выявлены многочисленные случаи воровства партийных денег членами троцкистского крыла. Несмотря на столь неприглядные факты, видоизменённый троцкизм по-прежнему находится на острие революционной концепции MR-13.

Тем временем, в феврале 1967 года правительство осуществляет новое массированное наступление на герилью. Взятый в осаду «Партизанский Фронт имени Алехандро де Леона» вынужден покинуть сельскую местность, сконцентрировав все силы на организации военных действий в столице страны.

Однако особого развития городская партизанская война MR-13 не получила. В январе 1968 года «Революционное Движение 13 ноября» возвращается в ряды FAR и Марко Антонио Йон Соса вновь становится главнокомандующим. Этот союз был ещё короче первого: продолжавшиеся дебаты по поводу методов ведения вооружённой борьбы, усугубляются постоянными ударами со стороны государства, совершенно дезорганизующими герилью. Йон Соса снова выходит из FAR и уезжает в Мексику с целью реорганизации сил в более-менее спокойной обстановке. Кроме того, он хочет установить контакт с группой молодых гватемальцев, прошедших военное обучение на Кубе и сражавшихся в штате Чиапас на стороне местных повстанцев. Но обстоятельства складываются так, что группа Йон Сосы была обнаружена мексиканской армией ещё до того, как удалось установить связи с гватемальцами. В мае 1970 года в Чиапасе группа Йон Сосы, после многочисленных столкновений с правительственными войсками, фактически была уничтожена. Сам команданте был арестован, подвергнут пыткам и убит 17 мая 1970 года вместе с другими своими товарищами, бывшими офицерами гватемальской армии. Это был смертельный удар для «Революционного Движения 13 ноября». Остатки MR-13 под руководством Хуана Луиса Молина Лосы продолжают блуждать по мексиканской провинции. 13 января 1971 года Хуан Луис бесследно исчезает в джунглях. Завершающим ударом по MR-13  становится убийство Тельмы Грасиосо в 1973 году.