Страницы

среда, 13 июня 2012 г.

Organización Revolucionaria del Pueblo en Armas


«Революционная Организация Вооружённого Народа» во главе с Родриго Астуриасом (команданте Гаспар Илом) возникла как группа диссидентов внутри «Fuerzas Armadas Rebeldes», которая ещё с 1969 года выдвигала тезис о более широком включении индейского населения в герилью. Причём, тезис рассматривался уже не с точки зрения социальной проблематики положения коренных народов, а сугубо с позиции индейского национализма: т.е. борьбы за права этнического большинства Гватемалы, лишённого всяких прав. Руководство FAR отвергло выдвинутые концепции, аргументировав свою позицию тем, что организация сражается не «против расовой дискриминации», а против «всех типов социальной дискриминации, т.е. угнетения бедных богатыми». Не согласившись с данным решением, группа откалывается от FAR, и в июне 1971 года образует «Революционную Организацию Вооружённого Народа» - чисто индейскую группу революционного толка.


Новая структура тотчас же начинает поиск путей инкорпорации индейского населения в вооружённую борьбу, дабы переломить сложившееся положение, ибо, до этого момента практически все боевики партизанских групп в Гватемале являлись либо белыми, либо метисами, что, по мнению участников ORPA, и объясняет недоверие индейцев-селян к революционерам и их концепциям.

Избранной зоной для действий являлся «коридор» между Альтиплано и Бока Коста, который шёл от мексиканской границы прямо к столице, охватывая департаменты Сан-Маркос, Кецальтенанго, Солола и Чимальтенанго.

ORPA с самого момента своего основания и до 1979 года практически не вела боевых действий, постепенно подготавливая почву для широкомасштабной партизанской войны. Отвергнув «фокистский» тезис, который, по мнению команданте Гаспара Илома, являлся причиной краха всех прошлых повстанческих групп, фактически организация руководствовалась стратегией всеобщего вооружения народа. Долгие годы подпольной и серой работы среди индейских общин привели к тому, что ORPA добилась огромной поддержки среди индейцев высокогорья и равнин. Небольшая структура так же имелась и в столице страны, однако она не играла какой-то значительной роли. Тем не менее, к 1981 году, когда правительство разгромило городской фронт, здесь, в Сьюдад де Гватемала, насчитывалось более 600 симпатизантов организации.

Первой боевой акцией ORPA стала атака 18 сентября 1979 года на латифундию «Мухулиа». С момента своего публичного появления, ORPA мало помалу наращивает динамику вооружённых действий: в эти первые месяцы настоящим бедствием для полицейских патрулей становятся засады, устраиваемые группой с целью добычи оружия и амуниции.  

Начиная с мая 1980, герилья непосредственно приступает к атакам на места дислокации Военной Полиции. Причём, нападения эти были столь интенсивны, что командование вскоре было вынуждено вывести Полицию из зон контроля ORPA. На её место приходит армия, которая быстро разворачивает беспощадную борьбу против индейских революционеров.

К моменту начала боевых действий, организация обладала четырьмя фронтами борьбы:

- Фронт №1: Являлся главным фронтом, основанным ещё в 1971 году, и находился под командованием Гаспара Илома. Охватывал территории вокруг вулкана Тахумулько и высокогорья Сьерра Мадре в департаменте Сан-Маркос;

- Фронт №2: Фронт был основан в 1976 году, а в 79, непосредственно перед началом вооружённой борьбы, был значительно усилен. Охватывал окрестности вулкана Атитлан и территорию от Сантьяго Атитлан (департамент Солола) до муниципалитета Суниль (Кецальтенанго);

- Фронт №3: От деревни Санта Мария де Хесус в Суниле и до реки Наранхо – на этой территории с 1976 года вёл работу Третий фронт, в результате чего к 1979 году здесь уже была организована маленькая партизанская колонна;

- Фронт №4: В 1976 году Первый Фронт отрядил небольшую группу для работы в приграничных с Мексикой районах. Именно здесь, в лесах, раскинувшихся от вулкана Тахумулько и до пограничной реки Сучиате действовал Четвёртый Фронт.

В 1980 году, на волне первых успехов, рост ORPA значительно усиливается. Решено, поэтому дать имена всем фронтам, а так же структурировать их в роты: во фронте было две или три роты, каждая из которых насчитывала 70-80 комбатантов. Т.е. каждый фронт как минимум мог выставить около полторы сотни бойцов.  

Вот как выглядела боевая структура ORPA к началу 80-х:

- Фронт №1: Наиболее многочисленное и боевое подразделение организации, активно включившееся в гражданскую войну. В 1982 году, после фактического уничтожения Третьего Фронта, часть его выживших бойцов присоединилась к Первому. В 1986 году история повторилась, когда комбатанты демонтированного Четвёртого Фронта сформировали боевую единицу в составе Фронта №1, получившую название «Батальон»;

- Фронт имени Хавьера Тамбриса: Бывший Фронт №2, получивший имя в честь павшего в 1980 году бойца. В конце 1980 из фронта выходит небольшая партизанская колонна, которая, достигнув региона Чикакао (департамент Сучитепекес), формирует здесь Пятый Фронт. Однако, после наступления армейских сил в 1982 году, колонна выбита с занимаемых территорий и была вынуждена вернуться в лоно Фронта имени Хавьера Тамбриса;

- Фронт «Вспышка»: Бывший Фронт №3, получивший такое оригинальное имя по аналогии со звёздной эволюцией, так как он являлся первым результатом «вспышки сверхновой» ORPA в 1976 году, повлекшей за собой появление «дочерних фронтов». В 1982 году в ходе наступления армии был практически разгромлен – остатки его влились в Первый Фронт;

- Фронт Туитцаль: Бывший Фронт №4, активный до 1986 года, после чего, в соответствии со стратегией «Национал-Революционного Гватемальского Единства», вынужден был влиться в Первый Фронт;

- Городской Фронт: Руководителем этого фронта являлся Диего Цок, один из основателей ORPA. В лучшие времена имел до 600 симпатизантов, обладавших, в большинстве своём, оружием. Между июлем и августом 1981 был обнаружен армейской разведкой и уже в течение первого рейда потерял большую часть своих баз поддержки. К концу года был уже полностью разгромлен, причём с особой жестокостью – практически 95% боевиков и симпатизантов фронта были убиты. В 1984 году, присоединившись к URNG, организация решает реставрировать свою городскую структуру, однако, в этом же году небольшие группы в Сьюдад де Гватемала вновь обнаружены и уничтожены властями. В 1988 произошла третья попытка возрождения городского фронта, но и на этот раз всё закончилось печально – небольшие изолированные друг от друга ячейки был идентифицированы и уничтожены.

В 1982 году ORPA объединяет свои силы с другими партизанскими группами Гватемалы, в результате чего возникает «Национал-Революционное Гватемальское Единство».

23 марта генерал Эфраим Риос Монт совершает государственный переворот, ввергая в страну в кровавую баню этнических чисток и массовых расстрелов. Вдобавок к армейским отрядам, по советам североамериканских специалистов, апробировавших тактику антигерильи отрядов рондерос в Перу,  правительство формирует т.н. «Патрули Гражданской Самообороны» (Patrullas de Autodefensa Civil) – вооружённые индейские отряды, боровшиеся с герильей в сельской местности. Начавшееся в 1982 году новое наступление правительственных сил, приводит к огромным потерям «Революционной Организации Вооружённого Народа».

Герилья вынуждена уйти в глухую оборону, потеряв наступательную инициативу. Героической страницей этого периода истории стала оборона ORPA своего стратегического района в окрестностях вулкана Тахумулько – несмотря на то, что режим бросил на штурм свои лучшие силы, прекрасно вооружённые и численно превосходящие партизан, они не оставили свой передовой бастион.

Бесчинства, творимые режимом Риоса Монтта, не остались незамеченными в мире. Утеряв доверие к одиозному генералу, Соединённые Штаты 8 августа 1983 года инспирируют новый переворот, приведший к власти генерала Оскара Умберто Мехия Виктореса. Под нажимом США новое правительство идёт на некоторые компромиссы с умеренными оппозиционерами, демонстрируя миру лицо «новой гватемальской демократии».

С принятием новой Конституции в 1985 году массовые движения получили шанс подняться из пепла. В то же время, получив короткую передышку, URNG реорганизует свои силы: партизанские группы усиливают фронты. Начинает вещание радио ORPA «La Voz Popular» (Народный Голос), главный передатчик которого расположен на склонах вулкана Тахумулько, который ещё недавно безуспешно штурмовали элитные отряды гватемальской армии. Возмущённые армейские чины вновь предпринимают несколько операций с целью уничтожения радиостанции, но всё безуспешно.

В январе 86 президентские выборы выигрывает первый за долгие годы гражданский кандидат – демократический христианин Винисио Сересо. Расточая обещания и повсеместно сожалея о геноциде индейского население, Сересо, тем не менее, продолжает наступление на партизанские организации. С середины 1987 года вновь разворачивается наступление в регионах, находившихся под контролем герильи. Однако, в этот раз армия успеха не имеет – партизаны сохраняют за собой стратегически важные зоны, легко покидая перед лицом наступления не имеющие значения территории.

Тем временем, с подписанием Соглашений Эскипуласа между членами Центральноамериканских правительств и представителями международного сообщества, в Гватемале начинается процесс мирного урегулирования гражданского конфликта.

Однако, в то время, как за рубежом проходят первые встречи правительства и герильи, в самой Гватемале армия продолжает наступательные операции против организаций-участниц «Национал-Революционного Гватемальского Единства». Целью этих действий является ослабление партизанского лагеря в преддверии переговоров о мире.

В 1990 году сделан первый реальный шаг к миру с подписанием Соглашений Осло.

Реагируя на неослабевающий прессинг армии, URNG разворачивает работу по реструктуризации своих сил, по усилению международного и национального присутствия. В 1991 году из боевиков FAR, EGP и ORPA сформирован Центральный Объединённый Фронт, базировавшийся в зоне, подконтрольной Фронту имени Хавьера Тамбриса. Деятельность герильи в этом стратегическом районе закончилась вскоре взятием города Эскинтла.

В ходе переговоров, армия не теряла ни одной возможности, чтобы как можно больше ослабить партизан: в 1992 году ORPA ведёт тяжёлые бои на южном побережье страны. В этот же самый момент, FAR и EGP развивают успешное наступление против армии на востоке. Бессмысленность армейской стратегии понимает уже и правительство. Начинается серия переговоров лицом к лицу между властями и URNG.

В 1994 году ООН берёт на себя обязанности посредника и наблюдателя за ходом мирных переговоров. К моменту подписания окончательных соглашений 29 декабря 1996 года, ни одна из партизанских организаций-участниц URNG не была разгромлена: армия в своей стратегии переговоров с позиции силы не добилась никаких успехов. Началась демобилизация повстанческих сил.