Страницы

среда, 13 июня 2012 г.

Marx, Mao, Marighella e Guevara



Эдмур Периклис де Камаргу, наиболее загадочная и странная личность за всю короткую историю бразильской герильи, был человеком личного доверия Карлуса Маригеллы.

Старый активист Бразильской Коммунистической Партии, ещё в конце 50-х, с ростом в штате Риу-Гранди-ду-Суль левонационалистических настроений, связанных с приходом к власти Лионеля Бризолы, он был послан из Сан-Паулу в Порту-Алегри для развития местной коммунистической структуры. Здесь харизматичный Эдмур, оказывавший значительное влияние на людей, будучи журналистом по образованию, встал у руля редакции партийной газеты «Novos Rumos», которая под его руководством позволяла себе весьма далеко отходить от официальной линии БКП: в частности, пытаясь привлечь к себе новых сторонников, Эдмур Периклис де Камаргу зачастую представал перед гражданами в образе «левого жетулиста» и революционного националиста.


Военный переворот 1964 года заставил Эдмура бежать в Уругвай, откуда он вернулся спустя некоторое время. Приехав в Сан-Паулу, он тотчас же присоединился к Студенческому Комитету Бразильской Коммунистической Партии, где заведовал выпуском двух журналов – «Tema» и «Combate».

Эдмур Периклис де Камаргу

После демарша «Крыла Маригеллы», и учреждения «Коммунистической Группировки Сан-Паулу», Эдмур тесно взаимодействует с радикалами, при этом оставаясь официально в рядах БКП. Именно по приказу Маригеллы он направляется в город Порту Эпитасиу, где пытается возглавить аграрный конфликт и подбивает крестьян к самовольному захвату земель. Заканчивается всё это убийством латифундиста Жозе Гонсалвеша да Консейсана: первым в длинной цепочке смертей, за которые несут ответственность коммунисты нового поколения, воодушевлённые опытом Кубы и резолюциями «Организации Латиноамериканской Солидарности».

В 1968 году Маригелла посылает его в столицу Бразилии для изучения региона на предмет организации здесь «стратегического района» будущей сельской герильи, расположенного между городами Формоза, Поссе, Сан-Роман, Пирапора и Сан-Домингус.

В Бразилии Эдмур провёл около двух месяцев, изучая обстановку и ожидая дальнейших инструкций из Сан-Паулу. В конце концов, на встрече с Маригеллой, состоявшейся в Формозе, Эдмур изложил своё мнение о неосуществимости проекта установления здесь «стратегического района», ввиду неблагоприятных физико-географических условий и отсутствия протестных настроений среди местных жителей. На этой же встрече Эдмур представил свой проект захвата герильей города Унай, штат Минас-Жерайс, однако Маригелла заявил, что на такую масштабную акцию нужно просить разрешения у Национального Руководства группировки, которое отклонило план ввиду его авантюрности и неосуществимости.

В феврале 1967 года в Бразилию прибыл Жозе Гомес да Силва, который без обиняков заявил, что Эдмур хочет сделать шаг шире, чем это позволяют ноги. Возмущённый Эдмур складывает с себя полномочия эмиссара в Федеральном Округе и штате Гояс, и отправляется в Сан-Паулу за получением разъяснений у Маригеллы.

На первой встрече с лидером группировки вопрос об акции в Минас-Жерайс вообще не был поднят, ввиду присутствия двух студентов. Договорившись о новом свидании с шефом ALN, Эдмур в течение двух месяцев еженедельно консультировался со вторым человеком организации – Жоакимом Камара Феррейрой. Видя невозможность добиться внимания Маригеллы, в конечном итоге Эдмур шлёт Феррейре письмо, в котором заявляет о выходе из рядов организации. Обвинив лидера в «автократическом централизме» и нарушении собственных принципов, изложенных в «Заявлении Коммунистической Группировки Сан-Паулу», Эдмур безжалостно критикует концепции Маригеллы. Заявляя, что сельская герилья не принесёт никаких результатов без городской герильи, которая является не второстепенным фронтом, как это видит ALN, а вторым главным, Эдмур так же не соглашается с провозглашённым Маригеллой тезисом «неограниченного применения насилия». По его мнению, «неизбирательное и тотальное насилие» сжигает саму личность человека, превращая его из коммуниста в бандита, полностью зависящего от организации, которая, в свою очередь, трансформируется в своеобразную террористическую секту.

В начале мая 1969 года Эдмур уезжает в Порту-Алегри, налаживая здесь контакты, которые позволят продолжить революционную деятельность уже вне «порочной организации Маригеллы». В Риу-Гранди-ду-Суль он пытается интегрироваться в местные организации, однако везде получает вежливые отказы. Преданный анафеме лично революционным пророком Карлусом Маригеллой, радикалами по всей стране он считается еретиком и ненадёжным элементом, ставящим под угрозу структуру любой организации. Этот факт приводит Эдмура к мысли о создании собственной вооружённой группы.

Через старого товарища по Коммунистической Партии Мигеля Маркеса, Эдмур выходит на Жорже Фишера Нунеса.  Втроём они разрабатывают планы создания независимой тактической группы, под названием M2-G (тогда ещё Marx, Mao e Guevara). Предполагается, что группа будет действовать в формате единого фронта с другими революционными организациями Риу-Гранди-ду-Суль: «связником» между M2-G готов выступить Мигель, имевший широкие связи в среде местных радикалов.

Вскоре к новой формации присоединяется Индиу Брум Варгас, приведший с собой ещё нескольких человек. Постепенно, благодаря Мигелю, организация растёт и расширяется: к Эдмуру вереницей тянутся диссиденты из местных ячеек VAR-P, VPR и «Трабальистской Партии». Так же налажены тёплые отношения с преемницей POLOP «Рабочей Коммунистической Партией» (POC).

Таким образом, вскоре Эдмур принимает решение перейти непосредственно к действиям. 13 июня 1969 года он и Жорже Фишер Нунес, вооружённые лишь одним пистолетом, нападают на федеральную сберегательную кассу в центре Порту-Алегри. Не имея ещё собственного оперативного автомобиля, для отхода с места действия боевики используют такси.

Первые деньги полностью пущены на создание инфраструктуры организации.

23 июля проводится вторая акция: вооружённый грабёж финансового агентства «Petropolis do Sulbanco». Здесь происходит забавный эпизод. Ворвавшись в офис во главе группы из двух боевиков, Эдмур заметил присутствие внутри маленького мальчика. Угостив ребёнка леденцом, Периклис де Камаргу попросил его встать в углу помещения, где бы он находился в безопасности в случае прибытия полиции и начала перестрелки. 

В начале октября лидер M2-G отправляется в Сан-Паулу, чтобы разузнать последние директивы Национального Координационного Центра ALN, а так же вновь поговорить с Маригеллой. В ту эпоху «Национально-Освободительное Действие» испытало на себе первый шквал государственных репрессий, и, ввиду кризиса системы безопасности, Эдмуру не удаётся встретиться ни с кем из Национального Руководства. Остановившись в дешёвой ночлежке в одном из пригородов Сан-Паулу, он по радио узнаёт о смерти Маригеллы. Оставаться в Сан-Паулу больше не имело смысла.  Весьма опечаленный гибелью старого друга, Эдмур возвращается в Порту-Алегри и, в память о лидере ALN, меняет название своей группы на M3-G (теперь уже Marx, Mao, Marighela e Guevara).

С новым именем группа вновь приступает к действиям.

2 декабря ограблено отделение «Союза Бразильских Банков» в городке Качоэринье. Во время отхода с места действия, машина революционеров попала в ДТП, и Эдмур, ни сколько не стесняясь, сложив награбленные деньги и оружие в сумку, поехал домой на автобусе.

28 января 1970 года осуществлено нападение на «Банк Риу-Гранди-ду-Суль» в Порту-Алегри. Именно в ходе этой акции публично озвучено имя организации: на главный стенд в банке Эдмур прикрепляет открытое письмо к министру финансов Дельфиму Нету, в котором яростно критикует экономическую политику правительства, полностью подчинённую североамериканскому империализму. Обращение подписано именем M3-G.

И на этот раз с места действия боевики удалились на такси. Однако шофёром теперь был симпатизант группы Анджелу Кардозу да Силва, который позднее в тюрьме покончит жизнь самоубийством.

2 марта в Виамане атаке подвергается офис «Банка Бразилии». Эта акция, исполненная совместными силами M3-G, VAR-P и «Революционным Движением 26 марта», являлась, изначально, лишь первым этапом крупной кампании самофинансирования, разработанной левым националистом, лейтенантом Дариу Виану дус Рейсом, включавшей в себя около десятка ограблений финансовых учреждений в Порту-Алегри и его окрестностях.

Однако, первый этап этой кампании стал и последним.

Конец M3-G наступает неожиданно и очень глупо: после попытки похищения VPR североамериканского консула в Порту-Алегри Кёртиса Каттера 4 апреля 1970 года, полиция проводит в регионе масштабную операцию по нейтрализации подрывных элементов. В течение месяца были задержаны все тридцать участников M3-G во главе с самим Эдмуром.

Арест сорвал грандиозные планы, выстроенные главарём этой странной группировки.

В конце весны он планировал, по примеру уругвайских «Тупамарос», дать качественный скачок бразильской герилье: совместно с «Движением 26 марта» и «Вооружённым Революционным Авангардом – Пальмарис» захватить городок Кайхас ду Суль, в ходе чего задумывались не только ограбления местного банка и полицейского арсенала, но и раздача продуктов питания местному населению.

Кроме того, Эдмур был близок к установлению вооружённой группы в Унае – городке в штате Минас-Жерайс, предложение об оккупации которого вызвало конфликт с ALN. Именно сюда, после осуществления кампании самофинансирования, Эдмур рассчитывал перевести всю свою структуру, дабы открыть новый фронт борьбы с диктатурой.

Как позднее стало известно,  совместно с VAR-P боевики M3G так же планировали взорвать школу в городке Каноас. Связан этот замысел был с неоднократными жалобами местных жителей на то, что их дети вынуждены учиться в ужасающих условиях. Но даже подписи самих учителей под этими заявлениями, направленными комитету образования штата, не изменили ничего. Таким образом, комбатанты намеревались радикальным способом разрубить гордиев узел. Взрыв должен был произойти глубокой ночью, чтобы ни один ребёнок не пострадал. Затем, согласно замыслу, боевики намеревались конспиративным путём передать управляющему совету школы деньги на закупку нового оборудования и аренды нового же здания. Однако, по неизвестным причинам, от этой операции отказались.

После ареста, Эдмур Периклис де Камаргу недолго находился в тюрьме: уже в январе следующего года его в числе других семидесяти заключённых высылают в Чили в обмен на жизнь швейцарского посла, похищенного VPR. Прожив там до 1973 года, бывший лидер M3G вынужден был бежать в Аргентину, спасаясь от террора пришедшего к власти генерала Пиночета. Лелея мечту о возрождении бразильской герильи, 11 июля 1974 года Эдмур тайно вернулся в Бразилию, после чего бесследно исчез и до сих пор числиться в списке «пропавших без вести» во время правления военной диктатуры.