Страницы

воскресенье, 3 июня 2012 г.

История VPR. Глава 16


16. «Операция Режистру»

Окончательно тренировочный лагерь был идентифицирован властями утром 19 апреля, в воскресенье. Генеральный Штаб II Армии принимает решение о немедленном уничтожении базы и аресте всех террористов. К обеду был выработан окончательный оперативный план. «Операция Режистру», как она была названа, должна была начаться с окружения и прочёсывания всей территории вокруг лагеря.

Около 17 часов операция началась с вылета в зону действия вертолёта с отрядом 2 Батальона Армейской Полиции на борту. К 19 часам вечера прибыл ещё один вертолёт с подкреплением. Третий отряд, передвигавшийся на грузовике, не приехал на место к назначенному сроку, так как по дороге автомобиль попал в серьёзную аварию, в которой один солдат погиб и ещё несколько были серьёзно ранены.


Между тем, повстанцы, оборудовавшие близ шоссе наблюдательный пункт, уже к 17:30 доложили по радиосвязи Карлусу Ламарке о прибытии первого вертолёта и занятии военными фазенды «Пальмиталь».

Военные не торопились продвигаться вперёд, ожидая приезда координаторов из Генштаба. Прибытие специалистов совпало по времени с выходом первой группы повстанцев из 8 человек. Группа боевиков двигалась по двое, в некотором расстоянии друг от друга. Скрытному перемещению способствовало и то, что 4 вертолёта, задействованные в операции, улетели в Кумбикао для того, чтобы доставить в оперативную зону 25 бойцов воздушно-десантной бригады, дислоцировавшихся здесь.

В итоге, все 8 человек сумели покинуть опасную зону на попутках и общественных автобусах.

Оперативное планирование и медленное продвижение вперёд продолжилось и 20 апреля. Военные, совершенно не располагавшие данными о количестве герильерос, постепенно наращивали силы.

Тем временем, Ламарка утерял связь с наблюдательным постом, на котором находились Жозе Лавеккия и Дарси Родригес. Ламарка посылает Диогенеса Собросу де Суза узнать что случилось. Вернувшись через 3 часа, разведчик сообщил, что слышал армейские радиопереговоры и «крики Дарси и Лавеккия, которых пытали». На самом деле, речь идёт о банальной трусости. По-видимому, Диогенес даже не дошёл до наблюдателей, выдумав историю об их аресте. Лавеккия и Родригес оставались на своём посту вплоть до 26 апреля. Поплутав ночь по лесу, утром 27 товарищи решили выехать из зоны по шоссе, для чего поймали попутный грузовик, в котором их и арестовали на одном из дорожно-пропускных постов.

К 22 апреля в распоряжении военных уже имелись 7 вертолётов и 4 самолёта Т6, оказывавших поддержку с воздуха. Началась активная фаза операции. Вечером военные заняли базу «Занирату», перекрыли шоссе, над которым находился наблюдательный пункт партизан, а так же полностью блокировали все пути на юг.

23 апреля Ламарка принимает решение эвакуировать весь контингент бойцов. Ночью 24 числа семеро герильерос уходят в северном направлении для того, чтобы достичь муниципалитета Барра ду Турву.

15 дней блуждали партизаны по лесам региона, чудесным образом уходя от погони властей, проявивших, надо сказать, изрядную нерасторопность. Лишь  3 мая, сконцентрировав в регионе колоссальные силы, военные наконец решились на генеральную зачистку Жакупиранги. Прочесав метр за метром всю окрестную территорию, бойцы убедились, что группа Ламарки уже успела покинуть район поисков. 5 мая командование снимает оцепление и демобилизует большинство солдат. 7 мая район покидают все стянутые сюда войска.

В 10:30 8 мая Ламарка и шестеро его товарищей «всплывают» в местности Барра ду Ареаду. Расположившись лагерем близ речки, герильерос искупались, покушали и постирали одежду. Тем временем один из товарищей, выдавая себя за заблудившегося охотника, предложил местному крестьянину 80 крузейро за то, что он отвезёт всю группу «охотников» на своём грузовике в муниципалитет Эльдораду.

Согласившись, шофёр тотчас же отправил двух крестьян на лошадях предупредить армейский отряд, расположившийся в Браса, о присутствии партизан. Не обнаружив никого (отряд был отозван из региона день назад), крестьяне поскакали в Эльдораду, где и поведали о том, что скоро сюда прибудут семеро вооружённых боевиков на автомобиле «Форд» F-500. По телефону сержант отряда военной полиции связался с главным штабом II Армии, после чего распорядился, чтобы шестьдесят солдат соорудили на пути движения грузовика заградительный барьер. Сам же он направился в Жакупирангу, чтобы лично доложить вышестоящему начальству о случившемся. Около 18:30 из Жакупиранги уже двигался в направлении Эльдораду отряд 6 Пехотного полка.

Тем временем, бойцы отряда Ламарки уже продали рюкзаки и амуницию крестьянам, оставив себе только оружие: каждый имел револьвер и по длинноствольному оружию (2 винтовки, один автомат, 2 ружья и 2 автоматические винтовки FAL). После небольшого парада, около 19:00 партизаны погрузились в грузовик и отправились в Эльдораду.

Близ сооружённого солдатами армейской полиции барьера, постовой остановил машину и, не слушая россказни «охотников», потребовал предъявить документы. Жозе Араужу де Нобрега первым выстрелил в сотрудника правопорядка. В ходе перестрелки некоторые из солдат были ранены, другие разбежались, третьи отбежали на 50 метров и остановились. Громко приказав, чтобы никто не приближался к грузовику, Диогенес Соброса де Суза и Аристон Оливейра Лусена обыскали семерых лежащих на земле, после чего направились в Сете Баррас. В первом боестолкновении пострадал Эдмауру Гопферд, получивший ранение в голову.

Между тем, около 19:30 полиция Жакупиранги получила сообщение о случившемся в Эльдораду. Для преследования комбатантов был отряжён отряд 6 Пехотного полка. Кроме того, около 20 сотрудников военной полиции Сан-Паулу во главе с лейтенантом Альберту Мендесом Жуниором по ошибке экстренно были направлены в Сете Баррас. Прибыв на место, Мендес Жуниор узнал, что нападение было совершено не здесь, как ему ранее сообщили, а в Эльдораду. Тотчас же полицейская колонна выдвинулась туда. При пересечении реки Эта, грузовик «Rural-Willys» застрял, перегородив движение двум остальным автомобилям.

Кое-как вытащив грузовик, колонна двинулась дальше, и буквально через несколько минут столкнулась с «Фордом», на котором в Сете Баррас двигались герильерос. Тотчас же завязалась интенсивная перестрелка. Вскоре лейтенант Мендес обнаружил, что большинство его людей получили ранения от весьма меткого огня революционеров. В этот момент Карлус Ламарка в театральной манере предложил полицейским сдаться. В ходе коротких переговоров лейтенант согласился к капитуляции на условии, что раненым будет оказана необходимая помощь.

Таким образом, собрав своих раненых коллег и оставив здоровых в качестве заложников, Мендес помчался в Сете Баррас, где, передав товарищей на руки врачей, распорядился не чинить никаких препятствий на пути следования герильерос.

К группе партизан он вернулся лишь под утро пешком. Отвечая на вопрос Ламарки, лейтенант сообщил, что все его требования выполнены – преград на пути к Сете Баррас больше нет. Между тем, через несколько километров партизаны нарвались на полицейскую засаду. В начавшейся перестрелке потерялись раненый Эдмауру Гопферт и Жозе Араужу де Нобрега (они будут арестованы несколькими днями спустя), в то время как другие пятеро, схватив с собой лейтенанта Мендеса в качестве заложника, удалились в лес.