Страницы

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Dissidência da VAR-Palmáres


В сентябре 1969 года в ходе «Раскольнического Конгресса» VAR-P Аполу Эринжер Лисбоа придерживался позиции, отличавшейся как от официальных воззрений руководства организации, так и от идей «Группы семи» во главе с Карлусом Ламаркой. Обе позиции Эринжер Лисбоа именовал фокистскими. Вскоре под псевдонимом «Элио Морейра» он выпускает документы «Вклад в Самокритику Организации» и «Фокистская Революция», в котором отвергает концепцию «мобильной партизанской колонны» и её ведущей роли, настаивая на необходимости формирования «нерегулярных сил», непосредственно связанных с массами. Т.е., фактически выводится стратегия вооружения народа.


15 ноября 1969 года в «Открытом Письме к Руководству» Аполу Эринжер уведомляет об отделении от организации его маленькой группы, укомплектованной его женой Кармен Еленой ду Вале, боливийским интернационалистом Марио Бехаром Ривольо и его девушкой Сильвией Лажес де Оливейра. Таким образом возникает «Диссидентское крыло VAR-P» (Dissidência da VAR-Palmáres – DVP), которое, практически сразу же, завоёвывает популярность в рабочем секторе «Вооружённого Революционного Авангарда – Пальмарис».

К этому же моменту относится и другой раскол: коллектив сочувствующих VAR-P студентов из Гуанабары, недовольных авангардистскими тенденциями, образует «Группу Революционной Политики» (Grupo de Política Revolucionária), которая вскоре начинает сближение с DVP.

Аресты боевиков VAR-P в Минас-Жерайс в январе 1970 года провоцируют массовое дезертирство из региональной группы. Более десятка комбатантов из Белу-Оризонти пребывают в Гуанабару, интегрируясь сначала в «Группу Революционной Политики», а затем и в «Диссидентское Крыло».

В первую четверть 70 года, GPR окончательно объединяется с DVP, образуется единое Руководство, куда входят Аполу и Кармен от DVP и Клаудиу Антониу Гонсалвис от «Группы Революционной Политики». Структурированное в Гуанабаре, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, «Диссидентское Крыло» формирует четыре сектора борьбы, подчинённых руководству:

Рабочий Сектор, ответственный за работу в массах и вербовку новых комбатантов из среды трудящихся;

Печатный Сектор, ответственный за публикацию документов организации;

Сектор Мелкой Буржуазии, в чью задачу входила идеологическая работа с организациями «среднего класса» и сбор с этого класса добровольных денежных взносов;

и Студенческий Сектор, наиболее сильный, укомплектованный бывшими участниками GPR.

Кроме того, в подчинении Руководства находилась и небольшая «Оперативная группа», созданная для исполнения вооружённых акций различного характера. Первыми мероприятиями этой структуры стало проведение стрелковых занятий в лесах Итакуай. Именно член этой «Оперативной группы», боливиец Марио Бехар Ривольо после некоторых дискуссий был послан в Жакупирангу, где разворачивал свою работу тренировочный лагерь VPR.

29 марта DVP впервые берёт в руки оружие. Четырьмя комбатантами в квартале Ипанема угнан автомобиль. Во время поездки, на проспекте Виейра Соуто, краденую машину пытаются остановить на полицейском посту. Выскочившие боевики атакуют агентов. В завязавшейся перестрелке были тяжело ранены два сотрудника, а так же получил пулю в плечо Леонарду Валентини – тем же вечером он был «прооперирован» на конспиративной квартире Грасиелой Майенберг Фадуль – участницей DVP, учившейся на медицинском факультете.

Опасаясь преследований полиции, боевики сдали чемодан со своим оружием (карабин и пять револьверов) на хранение Жеральду Ферейра Дамасену, члену логистической сети организации. Тремя неделями спустя, когда волнение улеглось и стало понятно, что полиции не удалось взять след, после долгих уговоров Жеральду наконец возвратил чемодан. Внутри были кирпичи. Нуждаясь в деньгах, он просто продал доверенное оружие.

В конце мая состоялось заседание Революционного Трибунала, на котором Жеральду был приговорён к смертной казни. 29 мая 1970 около 23 часов прямо возле своего дома он был расстрелян Аполу Эринжером Лисбоа и Жуаном Лейте Кальдусом. На выручку товарищу бросился было вооружённый ножом Элиас дус Сантус, с которым Жеральду совместно арендовал дом, но и он был сражён пулей в голову.

Двумя неделями позже, ночью 16 июня, Аполу, Жуан Лейте и Паулу Роберту в ходе попытки кражи автомобиля в квартале Вигариу Жераль, ввязались в перестрелку с владельцем машины. Испугавшись шума, боевики попытались убежать, однако меткий выстрел настиг Жуана Лейте Кальдуса, который умер на тротуаре спустя несколько минут.

Кровавые события последних дней провоцируют глубокий кризис внутри DVP. Во втором полугодии 1970 года организацию покидает большая часть боевиков. Отделяется и студенческий сектор, ведомый бывшими членами «Группы Революционной Политики», которые создают независимый координационный рабочий центр с целью развития работы внутри трудящихся масс.

Несогласные с прекращением боевых действий, остатки «Оперативной Группы» - Марио Бехар Ривольо, Сильвия Лажес де Оливейра и Томас Давид Вайсс, - покидают «Диссидентское Крыло VAR-P» в ноябре месяце.

Разочарованное в милитаризме, руководство обескровленного DVP начинает поиск новых путей легальной политической деятельности внутри рабочего класса.

В начале 1971 года некоторые комбатанты «Диссидентского Крыла VAR-P», прозванные за свой внешний вид «хиппи», начали сомневаться в приоритетности мирной политической деятельности внутри рабочего класса; деятельности, которая привела к параличу DVP.

7 мая начинается первое пленарное заседание «Диссидентского крыла». На первом этапе было избрано новое руководство, а так же были приняты решения о переименовании организации в «Рабочую Лигу» (Liga Operária) и начале издания журнала «Единство» (Unidade).

Практически сразу же в новой группе произошёл конфликт: группа «хиппи» во главе с Жуаном Сезаром Белисариу и Эрнесту Праду Лопесом, не приняв Устава «Рабочей лиги» и некоторых решений руководства, изгоняется из рядов организации. Несколько позже этот десяток «хиппи» сформирует «Народное Революционное Движение» (Movimento Popular Revoluclonário): крошечную организацию, которая приобретёт известность на следующий год лишь за счёт своих контактов с бывшими боевиками VPR.

В июле «Рабочая Лига» публикует первый номер своего журнала. Использован хитрый приём: дабы ввести в заблуждение народные массы и показать «солидную» историю своей организации, пилотный выпуск «Единства» вышел под номером 10. 

В течение второго полугодия 1971 «Рабочая Лига» усиленно искала пути развития своей деятельности в народных массах, а так же сумела сформировать ячейки в городах Белу-Оризонти, Волта Редонда, Дуке де Кахиас и Гуанабаре.

Весь 1972 год «Лига» продолжала разрабатывать деятельность в народных массах, стремясь увеличить количество своих членов, однако организации так и не удалось переступить порог численности в пятьдесят человек. Более того: журнал «Единство», действительно качественно исполненный, приобрёл гораздо большую известность, нежели сама организация, поэтому нередко её называли просто «Группой Единства».

Хотя структура занималась исключительно мирной деятельностью, тем не менее, благодаря своим «террористическим» корням и прошлым подвигам, она продолжала подвергаться репрессиям и преследованиям. Арест 3 января 1973 года Эурику Наталя повлёк за собой целую серию задержаний: в течение трёх следующих месяцев в тюрьмах оказалось более 30 человек, что стало причиной не только постепенного распада самой «Рабочей Лиги», но и некогда связанного с нею «Народного Революционного Движения».

В марте месяце жалкие остатки организации, спасаясь от неминуемого ареста, бегут в Чили, откуда, после произошёдшего в сентябре переворота, разъезжаются по всему миру.

В 1977 году в Париже трое бывших руководителей «Лиги» во главе с Аполу Эринжером Лисбоа возрождают организацию и начинают печатать журнал «Бразильская Конъектура», однако особых успехов они и в этот раз не добиваются.