Страницы

четверг, 21 июня 2012 г.

История MNR. Глава 3


3. «Группа Независимость или смерть» и «Вооружённое Национальное Сопротивление»

Разгром герильи MNR в 1967 году привёл к фактическому уничтожению структуры и арестам множества её участников. Те из боевиков, кто сумел избежать тюрьмы, вынуждены были либо уйти в глубокое подполье, либо скрыться за рубежом.

В начале 1968 года один из таких эмигрантов, Амадеу Тиагу де Мелу, посетив Кубу, тайно возвращается в Бразилию. Связавшись со старым активистом MNR Роберту Пинту де Луна Педроза, в пригородах Рио-де-Жанейро он начинает работу по реструктуризации движения.


В ходе этой деятельности, Тиагу выходит на представителей MPL Мигеля Арраеса,  бывшего федерального депутата Марсиу Морейра Алвиса и непосредственного руководителя Маркуса Коррейя Линса. Однако, несмотря на приказы Дагоберту Родригеса, который из Уругвая призывает к развитию совместной с MPL деятельности, самому Тиагу контакты с группой Арраеса кажутся бесперспективными.

В начале октября 1969 года аресты поражают структуру в Рио-де-Жанейро, в результате чего Тиагу вновь был вынужден удалиться в эмиграцию.

Тем временем, 8 октября, в связи с сокращением срока наказания, на свободу выходит Амадеу де Альмейда Роша, один из участников герильи в Капарау, который тут же отправляется в Рио-де-Жанейро. Здесь, связавшись с остатками структуры, созданной Тиагу, Альмейда Роша организует собрание, на котором обсуждаются перспективы дальнейшего развития и баланс сил организации.

Скинувшись деньгами, решено было, прежде всего, начать выпуск революционной  националистической газеты, с помощью которой можно было бы привлечь к организации новых сторонников. Кроме того, издание должно было сформировать новое лицо революционного национализма, связанного отныне с социалистическим движением. Один из присутствующих, Мария Жозе Лоуренсо доложил, что у него имеются несколько пистолетов, оставшихся от группы городской герильи MNR, созданной в Рио-де-Жанейро для поддержки сельского действия в Капарау.

Журнал решено было назвать «Независимость или смерть» (Independência ou Morte).  Роберту Пинту да Луна Педроза взялся раздобыть оборудование для тиражирования, а так же был назначен ответственным за распространение.

Несмотря на воинственный пыл, вся деятельность группы крутилась вокруг своего бумажного детища. Эрмес Машаду разработал символ журнала, представлявший собой зелёный треугольник, символизировавший антипортугальский Заговор в Минас-Жерайс («Инконфиденсия Минейра»), организованный национальным героем Бразилии Жоакимом Жозе да Силва Шавьером по прозвищу Тирадентис, со вписанной в него пятиконечной красной звездой, символизирующей республиканский Заговор в Байе («Инконфиденсия Байяна»). По мнению редакторов, именно эти два события, ставшие началом конца португальского господства, являлись главнейшими событиями в истории Бразилии.

В сентябре 1970 вышел в свет первый номер журнала тиражом в сто экземпляров, полностью распространённый внутри Федерации Работников Железнодорожного Транспорта в Рио-де-Жанейро, где, собственно, и трудился Пинту да Луна Педроза.

Так было положено начало организации бывших боевиков MNR, которая, благодаря своему журналу, получила «народное» название «Группа независимость или смерть» (Grupo Independência ou Morte).

1970 год был использован группой, сформировавшейся вокруг редакции журнала для налаживания связей со старыми активистами MNR и активной пропаганды в среде военных и националистически настроенных элементов.

Укрепив свои ряды, GIM приступила к реорганизации. Была выдвинута организационная схема, элементарной единицей которой являлась «Группа действия» (Grupo de Ação), укомплектованная, как минимум, тремя членами. Три GA формировали «Команду Действия» (Equipe de Ação). Три EA, в свою очередь, составляли Сектор. Три или более секторов были унифицированы в Регион. Нужно отметить, что обязанностью «Групп действия» являлась отнюдь не вооружённая борьба, как это может показаться на первый взгляд, а исключительно пропагандистско-агитационная деятельность различного характера, т.к. руководство GIM тогда ещё не рассматривало возможность инициирования вооружённых акций.

В сентябре 1970 года Жуан Карлус Рейс Орта направляется в Жуис-де-Фора, где не только налаживает отношения с преподавателем местного университета Авелину Гонсалвисом Рок Торресом, взявшим на себя обязанность распространения журнала «Независимость или Смерть» среди студентов, но и познакомился с капелланом тюрьмы в Линьярес, отцом Нарсису Сминовски, сторонником теологии освобождения. Именно через Сминовски GIM выходит на «прогрессивный» клир в штатах Рио-де-Жанейро, Гуанабара и Байя.

Помимо этого, группе удалось установить связи со множеством других людей прогрессивных взглядов, согласившихся помогать изданию журнала. Среди них был известный писатель Антониу Каладу и бывший майор Фернанду Рифф Коррейя Лима, ставший советником по военным вопросам альманаха.

На протяжении всего следующего года группа продолжала осуществлять свою деятельность, направленную на завоевание поддержки, прежде всего в рядах среднего класса и армии – главной платформы бразильского революционного национализма.

Стремясь как можно более продуктивно наладить работу в армии, активисты GIM вышли на умудрённого опытом в этом вопросе Хуана Хосе Эрнандеса Аррегуи, одного из руководителей армейского сектора аргентинского перонистского движения.

В конце 1971 руководство организации заявляет, что одного журнала недостаточно для повышения политического образования и идеологического уровня своих собственных людей. Необходимо более политизированное и идеологически выдержанное издание, затрагивающее и объясняющее все вопросы современности, содействующее росту интеллектуального уровня товарищей. В декабре была создана «Группа действия», в задачу которой входила подготовка к выпуску такого журнала, претендовавшего на роль главного инструмента идеологической подготовки организации. Решено было назвать этот альманах PRISMA – акроним от «Революционной Мысли Социального Марксистского Идеала» (Pensamento Revolucionário do Ideal Social MArxista).

Вся эта деятельность привела к довольно значительному росту GIM в штатах Рио-де-Жанейро, Гуанабара и Эспириту Санту, который начался в начале 1972 года. Новые адепты, структурированные в «Группы действия», бросались на новые же участки работ – было организовано несколько групп, специализировавшихся на росписи стен, однако никаких результатов они не добились – у GIM банально не было финансовых ресурсов для поддержания такой деятельности. Само собой, все участники организации так же обязаны были распространять журнал «Независимость или Смерть», который отныне циркулировал не только в Бразилии, но и среди бразильской эмиграции в Уругвае и Аргентине.

Несмотря на ежемесячные взносы членов организации, GIM постоянно преследовала проблема нехватки денег. В апреле 1972 года Эрмес Машаду Нету принимает решение о создании специальной боевой «Группы действия» для добычи ресурсов. Узнав об этом, бывший майор Фернанду Рифф Коррейя Лима, подверженный милитаристским тенденциям, с энтузиазмом принялся агитировать на боевые акции другие группы, планируя сначала сформировать из них «Команду Действия», а затем и целый Вооружённый Сектор. Именно он начал распространять похищенные в своё время из армии специальные брошюры, дабы дать будущим боевикам хотя бы теоретические навыки вооружённого действия. Кроме того, им самим был подготовлен мини-учебник по работе со взрывчатыми веществами. В местечке Акай, штат Рио-де-Жанейро экс-майором, совместно с Амадеу Роша, был организован стрелковый тир.

Ещё не приступив непосредственно к боевым действиям, вооружённое крыло GIM попыталось наладить контакты с другими революционными организациями, влачащими к этому моменту жалкое существование, с целью привлечения в свою структуру новых гораздо более опытных боевиков. И хотя были установлены контакты с представителями ALN, VPR и PCBR, никаких положительных результатов они не принесли.

В сентябре месяце GIM, в рядах которой уже достаточно активистов, принимает решение о преобразовании в настоящую военно-политическую организацию.

7 сентября 1972 года, в День Независимости, в публичный свет выходит «Манифест к Бразильскому Народу», провозглашающий рождение новой структуры – «Вооружённого Национального Сопротивления» (Resistência Armada Nacional); организации, учреждённой «революционерами из всех уголков страны, собравшихся на специальное заседание в Сан-Паулу». Это был исключительно пропагандистский ход, так как никакого широкого национального присутствия GIM на национальном уровне не имела. Более того, базируясь, главным образом, в Рио-де-Жанейро и Гуанабаре, в Сан-Паулу организация имела лишь маленькую ячейку, не способную подготовить столь широкую встречу «революционеров со всей страны».

В этом же месяце Амадеу Роша отправляется в Уругвай, где, посоветовавшись с Дагоберту Родригесом, создаёт малочисленное зарубежное представительство RAN, во главе которого становится Нейва Морейра. К тому же моменту относится и формирование национального руководства организации, куда входят сам Амадеу, писатель Антониу Каладу и Авелину Гонсалвис Рок Торрес.

В 1973 году перед организацией открывались новые перспективы «вторжения» в штаты Сан-Паулу, Минас-Жерайс и Байя. Для координации агитационно-пропагандистских действий была создана специальная команда, которая, однако, не успела развернуть каких-либо активных действий.

Тем временем Эрмес Машаду Нету принимает решение инициировать вооружённые действия с ограбления дома Крисожому Силва Боржеса, одного из владельцев «Клиники Гавеа». Для осуществления этого нападения, Эомес решает усилить огневую мощь своей «Группы действия» посредством ограбления  полицейского поста на улице Уругвай в Рио-де-Жанейро.

22 февраля вооружённая команда под руководством Жозе Сержиу Ваза, атакует пост №16 Ночной Охраны на Руа Уругвай. Похитив 19 револьверов, группа преждевременно удаляется из-за выстрела, случайно произведённого Джефферсоном Сантусом де Насименту. В дальнейшем, уже во время отхода, Джефферсон ещё раз открывает огонь – на этот раз против полицейского мотоциклиста, севшего «на хвост» машине боевиков.

Удачный дебют, удвоивший арсенал RAN, вызвал настоящую эйфорию. Амадеу Роша заявляет, что необходимо публичное освещение этой акции, дабы привлечь внимание к организации – он рассылает в газеты несколько писем, в которых авторство за нападение берёт на себя «Вооружённое Национальное Сопротивление».

27 февраля была осуществлена вторая и последняя боевая акция RAN. Трое комбатантов специальной «Группы действия» врываются в дом доктора Силва Боржеса, откуда забирают 30 тысяч крузейро, восемь тысяч долларов и акции финансовой компании «Vale do Rio Doce».

На следующий день руководитель обеих акций Жозе Сержиу Ваз был арестован за хищение на фабрике, где он работал. Нарушая все правила конспирации, RAN нанимает адвоката, чтобы вытащить товарища из-за решётки. На специально встрече было принято решение о демонтаже вооружённой «Группы действия» в случае, если ситуация будет развиваться негативно.

В марте по обвинению в получении «подрывных знаний» на Кубе был арестован Амаранту Жорже Родригес Морейра. Событие стало началом конца RAN. Задержания следуют в течение целого месяца, постепенно уничтожая структуру и инфраструктуру организации. Наконец, 5 апреля схвачен лидер RAN Амадеу де Альмейда Роша, который тотчас же начинает давать самые подробные показания.

То, что осталось от организации после 5 апреля, было уничтожено самим бывшим руководителем, сдававшим своих товарищей одного за другим. Уже к началу лета RAN прекратила своё существование, закрыв эпоху воинственного революционного национализма, давшего начало самой идее вооружённой борьбы против правительства.