Страницы

суббота, 9 июня 2012 г.

История VPR. Глава 24.


24. Демобилизация VPR

К маю 1971 года VPR находился в предсмертной агонии. 5 числа была арестована Инесс Этьен Ромеу, вслед за которой были задержаны ещё 3 боевика группы Гуанабары. В начале июня в Сан-Паулу схвачен Жозе Ансельму дус Сантус, согласившийся работать на полицию. Теперь уже ничто не могло помочь умирающей организации.


Летом, «излечившись» от лейкемии, которая являлась лишь продуктом его паранойи, в строй возвращается Эрберт Эустакиу де Карвалью, тотчас же вставший у руля VPR. 9 июня он запускает документ под названием «Каковы перспективы?», в котором прямо заявляет, что организация идёт к полному поражению из-за дилетантства и авантюризма. В анализе деятельности организаций, избравших вооружённую борьбу, Эустакиу указывает:

«Революционная левая практически полностью укомплектована крайне юными и неопытными персонажами. Её основой, главным образом, является студенчество: молодые боевики одновременно поражают своей смелостью и, в то же время, своими гротескными ошибками».

Указав, что «вооружённые группы избрали себе один путь, в то время как народ пошёл по другой дороге», лидер ВНР завершает документ утверждением, что «VPR больше не существует»:

«Пытаться возрождать организацию вместе с её исчерпанной теорией и бесполезной деятельностью столь же бессмысленно, как и вычёрпывать море чайной ложкой».

Эустакиу указывает возможные направления, по которым организация должна двигаться далее:

«- Тотальная демобилизация является единственной возможностью избежать поражения, сохранить человеческие жизни, материальную базу, и перейти на новый этап развития.

- Необходима медленная подготовка к новому этапу борьбы, на котором должны быть учтены все предыдущие ошибки ради того, чтобы не совершить новые.

- Единственной возможностью этого развития является вывод организации за рубеж с формальной ликвидацией всей структуры в Бразилии».

Таким образом, на первый план выходит необходимость ликвидации VPR:

«Мы проиграли, и должны безропотно терпеть унижение тотальной демобилизации».

Документ стал своеобразной бомбой, взорвавшей изнутри структуру в Гуанабаре. Жозе Раймунду да Коста, старый милитарист, сражавшийся в своё время ещё в рядах «Националистического Революционного Движения», наотрез отказывается принимать тезисы Эустакиу. Спародировав Маригеллу, он пишет документ под названием «Дело не в том, кто танцует самбу; дело в том, кто самбу не танцует», в котором квалифицирует Эрберта как «политически нерешительного индивидуума, запутавшегося и небезопасного», одарённого «типичным поведением мелкого буржуа, радикализированного и привлечённого в ряды Революции»:

«Когда мелкий буржуа пытается строить из себя революционера, а не стать им, он начинает жить в конфликте с собственной индивидуальностью, пытающейся совместить несовместимое… Его (Эрберта) участие в организации, или было нулевым, или малозначащим. В любом случае, он никогда не переставал быть мёртвым грузом VPR».

Раймунду да Коста утверждает, что «демобилизация – это дезертирство!», предательство тех, кто погиб или находится в тюрьмах диктатуры. Заканчивает документ да Коста не обычным для VPR лозунгом «Рискнул бороться – рискнул победить!» (Ousar lutar, ousar vencer!), а лично выдуманным слоганом «Жить, чтобы бороться!» (Ficar para lutar!).

Полтора месяца спустя, 5 августа Жозе Раймунду да Коста погибает в ходе перестрелки с полицией в Пиларисе.

Зинаида Машаду кооптирует Эустакиу де Карвалью в Главное Командование и 7 августа 1971 года руководство VPR выпускает два коммюнике:

- «Сообщение №2 – Безотлагательные меры», признающее «окончательное поражение организации», и требующее демобилизации VPR;

- «Сообщение №3 – К товарищам за рубежом», в котором проводится анализ бразильской ситуации, излагается решение о демобилизации, а так же запрашивается 35 тысяч крузейро на побег из Бразилии остатков VPR.

«Народный Вооружённый Авангард» прекращает своё существование в Бразилии.

Однако, небольшое ядро боевиков продолжает пребывать на Кубе: здесь собрались и те, кто непосредственно бежал на Остров Свободы, и те, кто ранее был выслан правительством в Алжир, Мексику или Чили. В начале 1973 года этот небольшой коллектив товарищей начинает подготовку к восстановлению VPR на основе вооружённой ячейки в Пернамбуку, которой руководил Эудальду Гомес да Силва, бывший политзаключённый, высланный в Алжир в обмен на жизнь немецкого посла.



Однако, все планы были разрушены банальным внутренним предательством: Член ячейки в Пернамбуку, Жозе Ансельму дус Сантус, тайный информатор правительства с 1971 года, выдаёт полиции местонахождение «штаб-квартиры» VPR в квартале Паулиста, Ресифи. Ночью 7 января 1973, после прибытия усиленных отрядов специальных сил правопорядка, здесь закипает настоящий бой: революционеры оказывают активное сопротивление властям, в результате чего к утру все шестеро находившихся в доме были мертвы. Событие, ставшее известным как «Бойня в Сан-Бенту», унесло жизни Эудальду Гомеса да Силвы, Паулины Рейхстул, Эвальду Луиса Феррейра де Суза, Жарбаса Перейра Маркеса, Жозе Мануэля да Силвы и парагвайской интернационалистки Соледад Баррет Вьедмы (которая, кстати, являлась любовницей предателя Дус Сантуса).


Это была последняя реальная попытка возобновления деятельности «Народного Революционного Авангарда» в Бразилии. И хотя Временное Национальное Руководство, находившееся в Чили, в течение 72-73 гг. время от времени возвращалось к вопросу о восстановлении организации, никакого конкретного выражения эти намерения не имели. Падение в сентябре 1973 года правительства Сальвадора Альенде окончательно перечеркнула все идеи бразильских революционеров – большинство из них вынуждены были покинуть страну, спасаясь от террора генерала Пиночета.